Чтв, 25
21°
Птн, 26
19°
Сбт, 27
18°
ЦБ USD 92.13 -0.38 26/04
ЦБ EUR 98.71 -0.2 26/04
Нал. USD 93.00 / 94.34 25/04 18:30
Нал. EUR 100.00 / 101.96 25/04 18:30
«У нас одна цель — заниматься только своей музыкой». Чего хотят рязанские рок-музыканты
Корреспондент RZN.info посетила одну из репетиций рок-группы VaVi и побеседовала с их лидером Валерием Щербовских.

VaVi — группа рязанских музыкантов, в составе которой шесть человек: Валерий Щербовских (гитара и вокал), Василий Логинов (барабаны), Дмитрий Волков (гитара), Сергей Востров (саксофон), Александр Степашкин (бас-гитара), Никита Желнов (клавишные).

Коллектив образовался в 2016 году при поддержке компании «РИЗУР». Музыканты регулярно выступают на различных площадках города и за его пределами. В 2017 году группа приняла участие в музыкальном фестивале «Подбелка», а в декабре прошлого года выступила на одной сцене с кумиром 90-х — Владимиром Кузьминым.

Корреспондент RZN.info посетила одну из репетиций рок-группы и побеседовала с их лидером Валерием Щербовских. Разговор зашел о том, какую музыку рязанцы заказывают на корпоративах, о детской мечте, которая сбылась спустя тридцать лет, и о том, что общего между едой и музыкой.

Валерий, как правило, рок-группы рождаются в студенческие или школьные годы. Откуда растут «корни» вашего музыкального коллектива?

Валерий: В то время, когда мы начинали свою творческую деятельность, это дело широко пропагандировалось. Во множестве организаций, на заводах и фабриках, существовали кружки. Министерство культуры дало разнарядку, согласно которой на любом предприятии должна была быть художественная самодеятельность. На это выделялись деньги, и художественные руководители «сидели» на ставках. Они набирали себе в кружок ребят, учили их играть и создавали составы, с которыми выступали на городских конкурсах. Это происходило, примерно, в 80-е годы. В эти группы сложно было попасть, а многие хотели играть и занимались самостоятельно.

«Мы сами сочиняли и учились играть»

Мы начинали с изучения аккордов в подъезде. Я закончил музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано и для меня было нормальным перейти с одного инструмента на другой. Тусовался все время среди музыкантов. Свой первый состав я собрал в 87-м году в Бухаре. Это было творческое движение, мы сами сочиняли и учились играть. Потом в армии был военный оркестр. В 97-м году я познакомился с группой «К-700», музыканты предложили работать с ними. К тому времени я уже знал многих известных музыкантов, работал в группе «Карнай». В составе «К-700» я играл до 2007 года, затем начались разногласия, и мы с барабанщиком создали свой проект и назвали его «Личное дело». Потом сменили название, потому что изменился состав, концепция и музыка стала совсем другой.

Расскажите о названии. Что оно означает?

Валерий: Это такое стечение обстоятельств. Это аббревиатура. Мы просто решили оставить название VaVi, но никому не объясняя его суть. Но у него есть смысл.

Вы сказали, что состав группы VaVi менялся. Как собрались все нынешние музыканты?

Валерий: В 2011 году я встретился с земляком Андреем Корлюковым, он гендиректор компании «РИЗУР». Это мой хороший друг, с которым мы вместе росли. Он поинтересовался, занимаюсь ли я музыкой и сказал, что у них планируется мероприятие, какая-то конференция, для которой Андрей искал группу. На тот момент я уже сотрудничал с определенными московскими музыкантами, у нас был свой состав и музыкальная программа. Мы согласились выступить для него. Всем очень понравилось, и Андрей предложил развивать это движение дальше. Затем настал такой момент, когда мне пришлось перебраться в Рязань. Так что с 2016 года я рязанец. В связи с этим состав нужно было собирать уже здесь. Поскольку я ездил в Рязань и раньше, то познакомился со всеми местными музыкантами. Так что сейчас все ребята из группы — рязанцы.

«Все вокруг музыки»

Музыка — это основная сфера деятельности для каждого члена группы?

Валерий: Василий Логинов (барабанщик) — музыкант, работает в Музыкальном театре и играет в джаз-бэнде у Сергея. Сергей Востров (саксофонист) — руководитель рязанского джаз-бэнда. Дима Волков (гитарист) на вольных хлебах: играет со многими музыкантами, занимается аранжировкой. Никита Желнов (клавишник) тоже на «вольных», иногда играет в оркестре. Саша Степашкин (басист) держит свой музыкальный салон и снабжает нас передовыми технологиями.

То есть банкиров, сантехников и автомеханников среди вас нет?

Валерий: Нет, все вокруг музыки.

Как вы классифицируете свой музыкальный стиль?

Валерий: Мы не заморачиваемся по поводу стиля. Для того, чтобы о нем говорить, нужно тогда говорить об авторской программе, а мы авторскую программу еще не делали. Для начала нужно сыграться, чтобы понимать — кто и на что способен. Группа — это организм, в котором все должны друг друга чувствовать. Сейчас мы находимся на этапе сыгрывания: делаем песни, скажем так, коммерческого направления и корпоративную программу. Но в качестве эксперимента сделали две авторские песни. Мы уже выступаем и в городе, и за его пределами.

Ваши композиции, в большинстве своем, романтичные. В моем понимании, это далеко от рок-музыки. Играете ли вы что-нибудь пожестче?

Валерий: Я всю жизнь играл рок и не чувствую себя в каком-то другом направлении. Если самому себе лгать, то долго не протянешь просто. Поэтому в музыке нужно быть честным, прежде всего, с самим собой. У нас есть две песни, которые не особо доминируют в программе [речь о корпоративах]. Мы их играем, если настроение публики позволяет. На корпоративах играем музыку из 80-х и то, что люди любят.

«Людям нравится «Рюмка водки на столе»»

А что они любят?

Валерий: Людям нравится «Рюмка водки на столе». Без этой песни не обходится ни один корпоратив, у публики душа просит. Еще мы стараемся интегрировать в программу то, что нравится играть нам самим, например, испанские песни. Несколько лет подряд мне довелось работать с группой в Латинской Америке: Куба, Мексика, Доминикана. Поскольку мы сталкивались там с определенными людьми, изучали их культуру, открыли для себя известную там группу Mana. Мы сделали из их репертуара уже несколько вещей. Сейчас открыли еще одного исполнителя — Enanitos Verdes, его песню сделали, называется «Далекая любовь». Итальянские у нас есть — Nek. Играем композиции групп, известных в 80-90-е годы: Secret Service, Steve Miller Band, дискотека 80-х, рок 80-х.

Где вы обычно выступаете и кто ваша аудитория?

Валерий: В основном это контингент от 35 лет и выше. Мы тесно сотрудничаем с компанией «РИЗУР». Выступаем на их ежегодных конференциях за границей, на встречах метрологов. Также недавно открыли для себя Авиаремонтный завод, а они открыли для себя нас. 15 апреля поедем в Москву на выставку «Нефтегаз-2018». Будем там играть на стенде компании «РИЗУР». Это тоже ежегодная выставка, которую мы регулярно посещаем.

В прошлом году группа VaVi выступила на фестивале «Подбелка». Какие впечатления у вас остались от него?

Валерий: У нас была лучшая сцена, но опять-таки, благодаря компании «РИЗУР». Она выступила спонсором и также помогла со звуком. Но мне показалось, что было мало народу, потому что наша сцена находилась не на самой Почтовой, а внизу. Основная масса людей все же передвигалась от памятника Коловрату до Ленина.

Сергей: Но все равно народа было много. Были даже те, кто говорил, что у нас лучше, чем на главной сцене.

Дмитрий: По звуку, и экран у нас был.

Хотели бы предложить какие-то коррективы на будущий год?

Валерий: Вообще, я бы рекомендовал организаторам посерьезней относиться к выбору прокатчиков и к музыкальному наполнению музыкальными коллективами. Если это городское мероприятие, это не значит, что пускать нужно всех подряд. Должен быть художественный совет по отбору участников. Мы тоже походили, послушали. Для себя выделили коллектив Filthy Preachers, которые выступали с нами на одной сцене.

В декабре прошлого года вы выступили на одной сцене с Владимиром Кузьминым. Как родилась эта идея?

Валерий: На новогодние корпоративы в «РИЗУРе» мы обычно что-нибудь вытворяем. Например, осенью мы участвовали в выездных конференциях, которые проходили в Китае, Таиланде, Доминикане, Индии и Кубе. Как правило, это происходило примерно в сентябре, и к Новому году монтажеры успевали смонтировать наши клипы, которые затем ставили на ризуровских корпоративах. Это была своего рода презентация. Поскольку два или три года мы делали одно и то же, нам захотелось сделать что-то новое. Через своего знакомого гитарного мастера я пригласил Владимира Кузьмина в Рязань. К этому случаю мы с ребятами разучили две его песни, а когда приехал Владимир, мы вместе их сыграли. Потом смонтировали видео, сейчас оно набрало более 70 тысяч просмотров на Youtube. Публика не знала, что приедет такой гость. Все были в шоке, когда на сцену вышел Кузьмин и отыграл часовой концерт, а затем удивились, когда вышли мы и сыграли вместе с ним две песни. В тот момент все начали снимать на телефоны.

Поделитесь впечатлениями. Каково было выступать на одной сцене с известным российским музыкантом?

Валерий: Нам очень понравилось выступать с Кузьминым. Тем более, это была моя давняя мечта. Когда мне исполнилось 16 лет, я и два моих друга обманули родителей и поехали на его концерт в Ташкент. Мы тогда жили в Бухаре. Один наш одноклассник как-то приехал из Ташкента и сказал, что по всему городу развешаны афиши Кузьмина. Мы узнали, какого числа концерт, накопили денег, сели на поезд и поехали. Помню, концерт был в Дворце дружбы народов, в огромном зале. Но когда мы приехали, оказалось, что билетов нет. Расстроенные мы стояли у служебного входа, где к нам вышел какой-то мужчина и спросил, что мы тут делаем. Мы сказали, что хотим на концерт, а билетов нет. Он ушел, а через полчаса вернулся и спросил, готовы ли мы финансово? Сказал, что продаст нам три билета за 25 рублей. Один билет тогда стоил два с половиной рубля! Это были наши последние деньги, но мы согласились, взяли билеты и побежали на концерт.

«Для нас это был космос»

Находясь там, мы визжали от радости, для нас это был космос. Когда он закончился, мы снова побежали к служебному входу, куда должны были выйти музыканты. Хотели увидеть их вблизи. В тот день было очень жарко, на задней площадке дворца располагались фонтаны, куда прямо из дверей выбегали музыканты и прыгали в них. Выбежали все, кроме Кузьмина. Чуть позже он вышел под руки с двумя девушками. Меня друзья начали подталкивать к нему за автографом. Он заметил, что я стою с журналом и ручкой, и подошел ко мне, расписался. От волнения я наступил ему на ногу. Но тот отнесся к этому спокойно. Спустя тридцать лет я сохранил билет с того концерта, он приклеен у меня в записной книжке, показал его Кузьмину и рассказал эту историю. Он ответил, что у него нет таких удивительных вещей. То, что я спустя 30 лет оказался с ним на одной сцене, — это подарок небес для меня.

Когда вы уже не беззаботные студенты, и у кого-то семья, работа… Сложно собраться вот так, чтобы порепетировать?

Валерий: Ребята, вы семейные. Отвечайте, сложно вам?

Василий: У меня творческая жена, которая все понимает. У нее родители всю жизнь проработали в Театре кукол. Поэтому она понимает, что такое выступления, репетиции и все такое творческое, музыкальное, что для этого требуется время. Поддерживает в этом плане.

Дмитрий: У меня жена тоже музыкант, тоже все понимает. Но со словами: куда ты пошел? Никуда не ходи. Нет, иди (улыбается). На самом деле, шутит, конечно.

Александр: Для меня это отдых, разгрузка от повседневных забот. Кто-то выбирает водку, а кто-то музыку.

Вот интересно, какие музыкальные предпочтения у профессионалов? Что вы слушаете?

Валерий: Когда я только начинал заниматься музыкой, то слушал одних музыкантов. Когда вырос из этих «штанов», то понравились другие. С возрастом все меняется. На сегодняшний день можно сказать, что «любимых» нет. Но в то же время это будет неправда, потому что в творчестве мы все равно на что-то опираемся. Есть определенные группы, которые я слушаю, но не могу сказать, что это мои любимые. Меня вообще сложно чем-то удивить. В 14 лет это были Кузьмин и Барыкин. Сейчас мне почти 47 лет, предпочтения изменились: Gotthard, Whitesnake, Udo, Iron maiden, Pantera, Ozzy Osbourne. Это можно сравнить с игрушкой, которую даешь ребенку, и пока он ее не разберет, она ему будет интересна. То же самое и в музыке. Сначала слушаешь что-то в первый раз, затем начинаешь анализировать — что конкретно нравится. Музыканты ведь не могут слушать музыку целиком. Они слышат каждый инструмент отдельно.

Василий: У меня тоже не наши исполнители, потому что у нас выдающихся барабанщиков очень мало. Они есть, но уступают западным, американским. В последнее время я ориентируюсь на группы по имени барабанщиков, например, Деннис Чэмберс, Билли Кобэм. В топовых группах, где барабанщики высочайшего класса, есть что «зацепить», послушать и получить удовольствие.

Дмитрий: Radiohead, Аффинаж.

«С возрастом все меняется»

Александр: Я тоже не могу выделить что-то конкретное, что мне нравится. Я слушаю разную музыку. В основном она, конечно, с каким-то роковым направлением. В машине регулярно слушаю Pat Metheny и все его проекты. Я просто погружаюсь в музыку и все. Я человек роковый и мне нужно, чтобы были живые барабаны и гитара. Но есть электронная музыка, например, Depeche Mode, которую я слушаю. Если человек гурман, то он вряд ли выделит какие-то любимые блюда. Он ответит, что много всего перепробовал. А другой скажет, что ему все равно и у него любимым окажется картошка с мясом и огурчик. Так и в музыке. Кстати, из русских групп я бы тоже хотел отметить Аффинаж. Это нечто самобытное. И от альбома к альбому они разные.

Сергей: Мне нравится синтез джаза и рока. Фьюжн. Там как раз и барабаны, и гитара, но немножко усложненные. Его сложно исполнять, и у нас в стране он не востребован. Мы все в основном слушаем то, что у нас в стране не очень востребовано. Это мы любим. Потому что наш уровень выше обывательского. Мы в музыке, как гурманы, потому что сами музыканты.

Вас расстраивает тот факт, что у нас эта музыка не востребована?

Валерий: Конечно. Как же это может радовать, когда ты хочешь играть эту музыку, а она никому не нужна.

Василий: Такая музыка даже на мировом уровне менее востребована. Она не идет в массы.

Александр: Это снова можно сравнить с едой. Мой друг рассказал, что когда был во Франции, прогуливался по побережью и увидел замечательный ресторан морской кухни. Он туда пришел, ощутил приятные запахи и особенную культуру. В нем сидели всего пять человек. Но через пятьсот метров находился битком ресторан быстрого питания. При этом, это было не туристическое место, а для местных жителей.

Смею предположить, что юные рок-группы всегда мечтают о славе, популярности. О чем мечтаете вы, будучи коллективом, состоящим из опытных и зрелых музыкантов?

Валерий: У нас одна цель — заниматься только своей музыкой. Стать известными и заработать «звездность» — это юношеский максимализм. Но в один прекрасный момент понимаешь, что это не нужно. Я много раз пытался бросить, но не смог. Я просто понимаю, что без музыки я прожить не смогу. Это моя отдушина, моя женщина, ребенок, это — все для меня. Конечно, любой «художник» хочет признания. Приятно, если ты что-то сотворил, а людям это нравится.