Вокруг грядущего ремейка легендарных приключений Черепашек-ниндзя от маэстро взрывов, спецэффектов и бездушного кино Майкла Бэя давно ходили достаточно мрачные слухи. Вспомнить хотя бы потрясшее мир заявление кинематографиста о том, что он намеревается сделать героев детства инопланетянами. Впоследствии Бэй не только прислушался к возмущенным ругательствам в свой адрес, вернув черепашкам родную мутацию, но и уступил режиссерское кресло Джонатану Либесману, который, впрочем, в свое время отметился такими «шедеврами», как «Битва за Лос-Анджелес» и «Гнев титанов».
Несмотря на не слишком оптимистичные ожидания, подкрепленные трейлерами, на предпремьерном показе в рязанском кинотеатре «Люксор Барс» царило приподнятое настроение. Юные гости с энтузиазмом мерялись знаниями о супергероях, видах пиццы и экстремальных видах спорта, а посетители постарше посоревновались в кулинарных умениях, приготовив две пиццы, «Рафаэль» и «Четыре друга». Сам показ прошел сразу в нескольких залах в формате 3D, однако перед началом публике почему-то пришлось выдержать трейлеры грядущих искрометных российских комедий «Горько-2» и «Выпускной».
Первая мысль, которая приходит в голову и не отпускает до финальных титров, – «это еще один фильм про трансформеров». Несмотря на то, что у руля встал Либесман, которому удалось вырезать наиболее очевидные огрехи одиозной серии фильмов о гигантских роботах, гигантское эго продюсера Майкла Бэя торчит отовсюду. И начать следует с главных героев.
Трейлеры «Черепашек-ниндзя» отчетливо дали понять, что любимцы детей девяностых и нынешнего юного поколения (спасибо свежему мультсериалу от Nickelodeon) будут выглядеть очень плохо. Трансформеры Майкла Бэя похожи на груды металлолома, а его черепашки – на грязных, уродливых и заплесневелых троллей в панцирях. Учитель Сплинтер напоминает потного Мандарина из «Железного человека – 3», а злодей Шреддер – это Оптимус Руки-ножницы.
Первая мысль, которая приходит в голову и не отпускает до финальных титров, – «это еще один фильм про трансформеров»
Нельзя также сказать, что черепашки «на лицо ужасные, добрые внутри». Раздав троим из них шаблонные характеры (Микеланджело забавный, Донателло умный, Рафаэль – безжалостная машина убийства), создатели напрочь забыли о лидере, и в результате Леонардо получился самым неинтересным персонажем. Да и простецкий юмор, которым блистали все четверо членов команды в оригинальном мультсериале и первых экранизациях, на этот раз держится на плечах Микеланджело, и за весь фильм смех он вызвал раза три-четыре.
Бросившись в другую крайность, на роль Эйприл О’Нил создатели взяли Меган Фокс. Попытавшись избежать обвинений в сексизме, преследовавших Бэя на протяжении всей его карьеры, ей выдали совершенно не подходящий типаж. В результате Меган Фокс играет журналистку с горящим взглядом, которую коллеги вечно подкалывают, начальство считает сумасшедшей, а соседка побаивается. А теперь нажмите на и попробуйте воспринять предыдущее предложение всерьез.
Почему же «Черепашки-ниндзя» – это фильм о трансформерах? Потому что на первый план в очередной раз вышли не сверхъестественные существа, а люди. Главная героиня этого фильма – Эйприл О’Нил, ведь в наш век равноправия зрителю нужна не беспомощная принцесса, которую вечно похищают злодеи, а отважная амазонка, сражающаяся наравне с двухметровыми мутантами. С этой задачей, как ни странно, весьма неплохо справился мультфильм 2007 года, в котором Эйприл выучила боевые искусства. Однако с Майклом Бэем такой трюк не пройдет, поэтому Меган Фокс, подобно Шайе Лабафу, просто много кричит и храбро бросается на Шреддера с подручными материалами.
Майкл Бэй и его команда в очередной раз всего лишь нажились на чужой ностальгии
Доходит до смешного, иногда черепашки начинают выполнять сальто-мортале, до боли напоминающие трюки «старших братьев». Порой кажется, что Рафаэль вот-вот превратится в грузовик. Учитывая свои гигантские размеры, все четверо должны превращаться исключительно в грузовики, и в этом заключается еще одна проблема: во время экшн-сцен герои попросту не умещаются на экране. Камера зачастую подходит слишком близко, и разобрать, что же происходит на поле боя, удается не всегда, несмотря на то, что оператор держит технику твердо и «голодными играми» не увлекается. Лучше всех в боевых сценах смотрится Сплинтер. То есть не в сценах, а в сцене – она у него единственная.
Завершая сравнение с «Трансформерами», нельзя не упомянуть и продакт-плейсмент. Налицо прогресс: Черепашки-ниндзя хоть и заказывают пиццу исключительно в Pizza Hut, но логотипом в экран не тыкают, как Марк Уолберг и его «Будвайзер». С другой стороны, не совсем понятно, читали ли спонсоры сценарий перед тем, как выделить деньги. Если верить фильму, телефоны Nokia, которыми пользуются абсолютно все герои фильма, совершенно не умеют фотографировать ночью, а Донателло может запросто взломать ноутбук Lenovo ThinkPad. Сразу вспоминается один русский фильм, в котором проводница в форме РЖД из ревности выбросила пассажирку из поезда на полном ходу.
«Черепашки-ниндзя» – очередной проходной и незапоминающийся фильм. В довершение всего он вышел очень не вовремя, а именно через неделю после премьеры прекрасных во всех отношениях «Стражей галактики». И если у нового творения Marvel в арсенале есть говорящий енот, инопланетное дерево-гуманоид, отличный саундтрек и великолепный юмор, то Майкл Бэй и его команда в очередной раз всего лишь нажились на чужой ностальгии.
Александр Сказченко