Срд, 01
16°
Чтв, 02
11°
Птн, 03
ЦБ USD 91.78 -0.23 28/04
ЦБ EUR 98.03 -0.69 28/04
Нал. USD 92.95 / 93.80 01/05 13:26
Нал. EUR 100.50 / 102.00 01/05 13:26
«У тебя нет души». Фильм «Трансформеры: Эпоха истребления» стартовал во всех кинотеатрах Рязани
Слухи о четвертой части саги о трансформерах начали ходить практически сразу после выхода третьей. Кто-то говорил, что это будет перезапуск серии, кто-то прочил на главную роль Джейсона Стэтхэма, кто-то сомневался, что режиссерское кресло вновь займет Майкл Бэй. Все три тезиса в итоге оказались ошибочными.

Имя американского режиссера Майкла Бэя прочно связалось в умах любителей массового кино именно с серией фильмов о трансформерах. Несмотря на то, что в конце девяностых – начале двухтысячных он снял целый ряд кассовых фильмов («Плохие парни», «Армагеддон», «Перл Харбор»), мало у кого их названия ассоциируются конкретно с Бэем. Именно трансформеры сделали из него легенду бессмысленных блокбастеров с упором на спецэффекты и сюжетом, вызывающим смех кинокритиков и негодование убежденных поклонников гигантских роботов образца восьмидесятых.

Слухи о четвертой части саги о трансформерах начали ходить практически сразу же после выхода третьей части «Темная сторона Луны». Кто-то говорил, что это будет перезапуск серии, кто-то прочил на главную роль Джейсона Стэтхэма, кто-то сомневался, что режиссерское кресло вновь займет Майкл Бэй. Все три тезиса в итоге оказались ошибочными, в чем и предстояло убедиться посетителям премьерного показа, который радиостанция «Европа Плюс Рязань» организовала в кинотеатре «Малина» в четверг, 26 июня.

Сюжет разворачивается спустя четыре года после «Темной стороны Луны». Простой техасец Кэйд (чье имя в русском дубляже звучит очень женственно) в исполнении Марка Уолберга приобретает подержанный грузовик в надежде отремонтировать и продать его, оплатив тем самым учебу дочери. Однако таинственный автомобиль оказывается знаменитым Оптимусом Праймом, и жизнь героя меняется раз и навсегда: ведь за легендарным лидером Автоботов охотятся не только враждебно настроенные трансформеры, но и враждебно настроенные люди.

Сюжет разворачивается спустя четыре года после «Темной стороны Луны».

Следует сразу отметить, что визуальная сторона, как обычно, на высоте. Технологии с каждым годом прогрессируют все больше и больше, и фильмы Майкла Бэя – отличный повод отслеживать эту эволюцию. Спецэффекты в «Трансформерах» всегда играли жизненно важную роль, отвлекая зрителей от дыр в сюжете. И действительно, казалось бы, кого волнует семейная драма героя Марка Уолберга, если на экране Оптимус Прайм сражается с гигантским кибернетическим динозавром? Казалось бы.

Именно здесь кроется один из многочисленных минусов нового фильма о трансформерах. Многие остались недовольны первыми тремя картинами из-за того, что Бэй превратил их из космической драмы в глуповатую молодежную комедию о злоключениях Шайи ЛаБафа и его друзей, на фоне которых откуда-то взялись Автоботы и Десептиконы. Трейлер «Эпохи истребления» безбожно обманывает зрителя, создавая иллюзию более серьезного тона: ведь у руля теперь взрослый мужчина.

Визуальная сторона, как обычно, на высоте

За кадром осталась крайне важная деталь: все без исключения герои фильма – невероятные идиоты, чье слабоумие временами раздувается до гротескных масштабов. Особенного внимания заслуживает как раз-таки семейная драма главного героя, которая своей глупостью все же затмевает великолепные спецэффекты.

Суть проста: Кэйд всеми правдами и неправдами пытается уберечь свою драгоценную дочь от ее молодого человека, который хочет (неслыханная наглость!) с ней встречаться. Своеобразный «любовный треугольник» упорно лезет на первый план в полной уверенности, что он так же важен, как судьба планеты Земля, и иногда на лице номинанта на «Оскар» Марка Уолберга проскакивает практически осязаемая мысль «Господи, почему я здесь?»

И это лишь верхушка айсберга под названием «недочеты сюжета». Пожалуй, последнее, в чем нуждался сценарий «Трансформеров» – это заимствования, однако и тут создатели преуспели. «Эпоха истребления» не стесняется с первых же минут копировать и «Район №9», и «Людей Икс», и «Терминатора-2», и многие другие фильмы. Но самым заметным и нелестным плагиатом стал персонаж номинанта на «Оскар» Стэнли Туччи. Это глава корпорации KSI, лысый элегантный мужчина в очках по имени Стив Дж... то есть Джошуа Джойс, который под конец вливается в струю и начинает вести себя как умалишенный.

Нельзя сказать, что вся эта идиотия получилась случайно: напротив, уже из предыдущих трех фильмов все поняли, какого уровня юмора следует ожидать. Несмотря на то, что фильм о трансформерах по определению быть смешным не обязан, «Эпоха истребления» на такое звание претендует. Можно с уверенностью утверждать: ровным счетом ни одной действительно смешной шутки в нем нет. Улыбку вызывает лишь смелый трюк российских локализаторов, которые с неожиданной изобретательностью подошли к озвучке Бамблби.

Разумеется, не обошлось без фирменных приемов. Майкл Бэй – либо полоумный расист и сексист, не читающий рецензии на свои работы, либо маркетинговый гений, точно бьющий по струнам души своей недалекой аудитории. Благо, в «Эпохе истребления» обошлось без сношающихся собак и немного отсталых трансформеров-близнецов, изъяснявшихся на сленге бруклинского гетто.

На сей раз Майкл Бэй и компания вволю оторвались на азиатах. Безобидно начав с появления трансформера-самурая по имени Дрифт (об этом можно узнать в «Википедии», за весь фильм он ни разу не представился), ближе к концу действие переносится в Китай, и не следует сомневаться, что обвинения в злоупотреблении стереотипами посыплются на головы создателей уже очень скоро. Благо, из-за отсутствия в фильме Меган Фокс феминистки могут спать спокойно, несмотря на несколько реплик в духе «дорогая, помолчи, это мужской разговор».

Обилие ненужных сюжетных добавок приводит к вполне закономерному результату: фильм длится почти три часа

Вишенкой на торте неудач стал совершенно бессовестный продакт-плейсмент, доселе неведомый западному кинематографу. Да, американское кино докатилось до смехотворных эпизодов российских поделок, когда герой недвусмысленно тыкает логотипом спонсора прямиком в камеру, а Марк Уолберг ни с того, ни с сего вдруг решает подобрать с асфальта и выпить бутылочку «Будвайзера».

Обилие ненужных сюжетных добавок приводит к вполне закономерному результату: фильм длится почти три часа. Безусловно, в умелых руках даже такой хронометраж может зацепить зрителя в самом начале, не отпускать до финальных титров и оставить в предвкушении сиквела. Но это вовсе не тот случай.

«Трансформеры: Эпоха истребления» – это три болезненно скучных часа безмозглой семейной драмы, сумбурного и непоследовательного сюжета, идиотских шуток про жирную балерину от трансформера Хаунда с сигарой во рту (!) в исполнении обладателя «Золотого глобуса» Джона Гудмэна и традиционно зрелищных боевых сцен. «У тебя нет души», – говорит Оптимус Прайм своему сопернику Гальватрону во время одной из них. Но на самом деле он обращается к новому фильму, в котором он зачем-то снялся.

Александр Сказченко