Птн, 26
21°
Сбт, 27
17°
Вск, 28
16°
ЦБ USD 92.13 -0.38 26/04
ЦБ EUR 98.71 -0.2 26/04
Нал. USD 93.00 / 94.34 26/04 07:00
Нал. EUR 98.00 / 94.34 26/04 07:00
Кларнетист Феликс Пейкли перед выступлением в Рязани рассказал о музыке, своих слушателях и Норвегии
Я думаю, многие люди склонны думать о джазе только как о музыкальной форме — и забывать о том, что это прежде всего впечатление, ощущение. Хорошая музыка — это хорошая музыка вне зависимости от жанра. Просто так вышло, что хороший джаз сложнее найти.

В субботу, 5 декабря, в Рязани в кафе «Фонтан» выступит норвежский кларнетист Феликс Пейкли. Перед концертом он ответил на несколько вопросов о музыке, публике, родине и творческом процессе.

Под джазом каждый из музыкантов и каждый из слушателей понимает что-то свое. Для кого-то джаз — это свинг, для кого-то — ничем не ограниченные импровизации, для кого-то — великие шедевры Армстронга или Эллингтона, для кого-то — особое состояние души. Что для вас — джаз?

Проще говоря, для меня джаз — это путешествие по жизни. Когда во время турне после перелета я отдыхаю в Одессе на берегу Черного моря — для меня это джаз. Когда я в Париже в компании старого друга наслаждаюсь бокалом французского красного вина на Монмартре — для меня это джаз. Когда я разговариваю с абсолютно незнакомым человеком на улице Нови-Сада в Сербии, и под конец он приглашает меня к себе отведать бесподобный домашний обед — для меня это джаз. Когда я солирую на сцене с биг-бэндом в Вильнюсе — для меня это джаз. Джаз — это общение, это все краски мира, это общая платформа, перрон, и остается ответить только на один вопрос- «Куда мы можем отправиться вместе?» Джаз — это образ жизни, рождающий перемены, события и открытия.

Я имел удовольствие работать с этими невероятными артистами по отдельности

Кларнет — не самый распространенный инструмент в джазе. Как случилось так, что вы играете именно на нем и именно джаз?

— Я начал играть на кларнете в местном оркестре в Осло, когда мне было 8 лет. Наш оркестр был маленьким, в нем не хватало кларнетистов, и чтобы играть в нем, мне пришлось освоить кларнет. Оглядываясь назад, я могу сказать, что очень благодарен этому счастливому обстоятельству, которое предопределило мой выбор инструмента. В то время как я оттачивал свое умение игры на кларнете, мой дедушка подарил мне альбом великого Бенни Гудмана. Он полагал, что если я услышу, как кто-то мастерски играет, это может воодушевить меня заниматься с еще большим увлечением. Так оно и вышло! Я был буквально зачарован виртуозной и непринужденной игрой Бенни Гудмана. Он играл яростно, и это просто сносило мне крышу. Я слушал его альбом снова и снова, и выучил все его соло на слух. Вот как я начал играть джаз на кларнете.

Насколько хорошо в Норвегии обстоят дела с джазом? Поскольку вы решили перебраться в Нью-Йорк, то…

Норвегия — уникальное место для джаза. Многие великие джазмены живут и творят в Норвегии. Но это маленькая страна всего с пятью миллионами жителей, и такого числа джазовых музыкантов, как в других местах, тут, действительно, нет. Вот одна из многих причин, почему я сейчас живу в Нью-Йорке. Когда я получил полную стипендию в престижном Музыкальном колледже Беркли в 2008 году, то переехал из Осло в Бостон. Затем, по окончании колледжа в 2012-м, я познакомился и работал со многими выдающимися музыкантами, и желание поддерживать с ними тесные творческие связи, в конце концов, определило мой выбор в пользу Нью-Йорка.

Россия и Норвегия — соседи, и я думаю, мы не так сильно отличаемся друг от друга

Где сегодня живет джаз? Не исполняется — это понятно, а именно рождается и живет? В какой точке мира и в каких местах — в клубах, в концертных залах или еще где?

У меня, может быть, своеобразное представление о том, что я хочу делать как художник и артист, и на что способна музыка. Я считаю, что джаз — это впечатление, чувства, притяжение, атмосфера, создаваемая Артистом, и это может существовать где угодно. Я уверен, что есть большая разница между артистом и музыкантом. Число музыкантов, которое может существовать в мире, ограничено. Но в нем всегда найдется место для нового Художника или Артиста. Есть множество мест, куда можно сходить «послушать джаз», но это может принести вам только огорчение и разочарование — в зависимости от того, кого и что вы слушаете — музыканта или Артиста. Поэтому я думаю, что джаз живет там, где есть Художники и Артисты, и это уникальная штука, чтобы иметь возможность путешествовать по миру и делиться этой радостью и счастьем со всеми, кого я встречаю.

Где брать новые идеи для творчества? Джазу уже больше 100 лет — казалось бы, все играно-переиграно, и так и эдак, и прямо, и наоборот… Что и как нужно сделать, чтобы найти что-то новое, найти свое лицо?

Если вы — уникальная личность, знаете, что вам нравится, а что нет, можете отличить хорошее от плохого, хорошо разбираетесь в прошлом, имеете свое мнение насчет настоящего и свое видение будущего, обладаете энергией и волей для воплощения этого видения — то быть творцом для вас не проблема. Просто будьте самим собой. Однажды вы обретете почву под ногами, веские основания для своего взгляда на мир. Кто может стать вами, кроме вас самих? Быть творцом не сложно, если вы — уникальная личность.

Хорошая музыка — это хорошая музыка вне зависимости от жанра

Поскольку джаз для русских — культура изначально чужая, привнесенная, то до сих пор одни считают его низкопробной музыкой, другие — слишком заумной, но те и другие — непонятной. «Джаз — это не мое, я его не понимаю». Что бы вы сказали на это?

Я думаю, многие люди склонны думать о джазе только как о музыкальной форме — и забывать о том, что это прежде всего впечатление, ощущение. Хорошая музыка — это хорошая музыка вне зависимости от жанра. Просто так вышло, что хороший джаз сложнее найти. Музыка — для людей, поэтому я надеюсь найти в Рязани много благодарных и отзывчивых слушателей, которые готовы провести время с удовольствием!

Очевидно, что в разных странах публика по-разному реагирует на джазовые выступления. Расскажите, где какую реакцию вы наблюдаете? Какая реакция вас греет больше всего, дает вам больше всего сил?

Это очень верно! Выступая во многих странах, я вижу отчетливую разницу в поведении людей на концертах. Я люблю слушателей, которые раскрепощены, способны оставить условности и быть самими собой, которые открыты и позволяют музыке и атмосфере концерта увлечь их с собой в путешествие — и просто получать удовольствие! Я помню, на одном концерте пару лет назад, не скажу, где — публика не реагировала вообще, никак — ни улыбок, ни смеха, ни аплодисментов после соло. Я думал: «Хмм, может, у меня рубашка грязная? Может, костюм помялся?» Но когда концерт закончился — на меня обрушился шквал аплодисментов, свист был просто на пределе возможностей легких, мне устроили овацию стоя, а очередь за автографами и фото была едва ли не самая огромная, какие я только видел в жизни. Концерт оценили как один из лучших за весь год. И тогда я понял, что реакция публики зависит от культурных традиций. Было большим облегчением узнать, что дело не в мятом костюме!

Как сложился тот квартет, с которым вы приедете в Рязань? Как давно вы вместе? Почему именно эти музыканты?

Я имел удовольствие работать с этими невероятными артистами по отдельности, как в Европе, так и в Америке. Долгое время мы разговаривали насчет возможного сотрудничества. И наконец, решили соединить наши усилия, создать этот проект. Минувшим летом мы впервые выступили как группа, и нас очень хорошо приняли, мы имели успех! Это мультикультурный ансамбль, подобрались участники буквально со всего мира. И именно это делает проект таким интересным. Когда каждый артист вносит в общий котел что-то совершенно уникальное и захватывающее, получается ни на что не похожее звучание! Это просто продолжение нашего путешествия.

Считаете ли вы Россию похожей на Норвегию? В чем между ними разница, а в чем сходство?

Я пока не был в России, поэтому мне трудно ответить, но я с нетерпением жду встречи с русскими людьми. Я так много получаю от знакомств с новыми людьми и новыми культурами, когда путешествую, и я знаю, насколько у России богатая история, традиции и культура, что я жду не дождусь, чтобы все это ощутить. Россия и Норвегия — соседи, и я думаю, мы не так сильно отличаемся друг от друга. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на различиях, я предпочитаю думать о сходствах, начиная с того, что мы все — люди, и все любим слушать музыку и получать удовольствие! Кроме того, я слышал, что русская водка очень ничего себе!

Выступая во многих странах, я вижу отчетливую разницу в поведении людей на концертах

Россия, как и Норвегия — родина всемирно известных композиторов. Скажите, что вы больше всего любите из классической музыки — как норвежской, так и русской?

Мне нравится, что классическая музыка обеих наших стран смогла завлечь и соединить голоса и души наших народов, культуру и традиции. К примеру, «Петрушка» Игоря Стравинского — одно их моих любимейших произведений в музыке вообще. А любимый норвежский композитор — Эдвард Григ. То, какие музыкальные краски он создает, используя норвежские народные мотивы просто не имеет аналогов. Я стремлюсь учиться у этих мастеров и следую по их стопам.

Что ждет зрителей на вашем концерте в Рязани?

Путешествие, полное жизни, веселья и радости! Леди и джентельмены! Пожалуйста, сложите столики, приведите спинки ваших кресел в вертикальное положение, пристегните ремни и присоединяйтесь к нам на этом пути! Такое диво, такой джаз-кларнет вы еще никогда не слышали! И все это джаз!