Птн, 29
Сбт, 30
11°
Вск, 31
16°
ЦБ USD 92.26 -0.33 29/03
ЦБ EUR 99.71 -0.56 29/03
Нал. USD 93.66 / 99.9 28/03 17:05
Нал. EUR 102.04 / 103.48 28/03 18:00
Новый спектакль Рязанского драмтеатра затмил трагедии Шекспира и лучшие американские триллеры

Во вторник, 4 марта, на малой сцене Рязанского драматического театра состоялся предпремьерный показ спектакля по одноименному роману Джона Фаулза «Коллекционер».

В свое время, опубликовав его, писатель сразу же получил признание и известность. Сложный психологический роман о мужчине, похитившем предмет своего обожания – студентку художественного училища – послужил бы отличным сценарием для современного триллера. Подвал. Молодая красивая пленница. Безумный и по-своему несчастный человек, наконец поймавший главную бабочку из своей коллекции, самую большую и прекрасную. У каждого из героев своя драма, не понятная другому. Фредерик Клегг, одинокий и замкнутый, давно и безответно влюблен в юную художницу Миранду Грей. Не придумав ничего лучше, он решает похитить девушку и запереть в подвале. Вопреки первым предположениям Миранды, Клегг не собирается мучить или обижать ее. Он просто хочет, чтобы она жила в его доме, как гостья. Впрочем, пребывание ее все же сопровождается ограничением свободы. «Гостью» держат в запертом подвале, не позволяя выходить в сад и даже подниматься наверх. Всего однажды хозяин дома разрешает девушке покинуть темницу. Стоит отдать должное Клеггу, хоть он и выбрал комнатой для Миранды подвал – обставил он помещение самым лучшим образом и набил шкаф нарядами. Каждое утро он приносит ей завтрак, «заботится» и искренне не понимает, почему девушке у него не нравится и она постоянно просится домой.

У тех, кто не читал книгу, после просмотра непременно возникнет острое желание восполнить этот пробел. Впрочем, сей факт никак не повлияет на впечатления от действа. Спектакль можно вполне считать самостоятельным произведением искусства, которое удалось режиссеру и актерам, а также получило признание среди публики. Те же, кто прочел роман Фаулза, также не будут разочарованы. Более того, у них есть прекрасная возможность в полной мере оценить видение режиссера Сергея Виноградова, его попытку расшифровать сложное, многогранное произведение.

Роман, представленный в виде двух дневников – похитителя и его пленницы – на сцене воплощен в воспоминаниях лишь одного из них – одержимого и никем не понятого коллекционера бабочек. Чувства и мысли Миранды Грей, безответно любимой им, показаны лишь через игру актрисы Екатерины Михеевой. Монологов и цитирования записей из дневника и не требуется – настроения девушки можно угадать по одним лишь жестам, прочитать в танце.

Удивительно, как два молодых человека вытянули такую художественную глыбу – такой сильный, сложный и тяжелый эмоционально спектакль. Арсений Кудря и Екатерина Михеева настолько вжились в роль, что, казалось, зрители стали невольными свидетелями страшных и печальных событий, о которых необходимо срочно сообщить. Приходилось бороться с острым желанием выбежать из зала и позвать на помощь. Создавалось ощущение, что Клегг в любой момент переключится на зрительниц и затащит кого-то из них в свой подвал в качестве пленницы. Этот безумный взгляд, режущий слух голос, истеричный смех – образ одержимого коллекционера удался Арсению Кудря на все сто. Зрители ему поверили. Когда по окончании спектакля актер выходил на поклон, его лицо настолько посветлело и разгладилось, что казалось – на сцене все это время был другой человек. Он словно прожил эту историю, на два часа впитав в себя все переживания, мысли, чувства и страдания героя. Его внутренняя боль оставляла уродливый отпечаток на лице, читалась в мимике и жестах.

Спектакль построен на контрастах. Возможно, именно благодаря этому приему режиссеру удалось достичь такого эффекта. Противопоставлены две судьбы и два характера – заурядного на первый взгляд клерка и влюбленной в жизнь молодой художницы. Хотя на протяжении всего спектакля пленницей является Миранда, Клегг безнадежно заперт уже давно. Из темницы девушки есть выход, из тюрьмы коллекционера – нет. Фредерик навечно взаперти – у своих безответных и бессмысленных чувств, у тупой боли и безнадежности. Миранда чувствует это и потому жалеет своего мучителя. После встречи с ней жизнь его окончательно замкнется. В определенный момент не только для девушки, но и для ее похитителя наступает точка невозврата.

Последним штрихом становится душераздирающая музыка, сопровождающая весь спектакль. Визжащий, скрипучий, скребущийся звук наполняет зал и создает ощущение безысходности. Эмоциональный накал передается посредством идеально подобранной музыки. Безнадежная и гнетущая, она не оставляет в душе ни капли света. Именно благодаря ей трагичность истории достигает апогея. И все же спектакль построен на контрастах – и это коснулось не только характеров, но и музыкального сопровождения. Немые моменты, демонстрирующие минутное сближение героев, сопровождаются невероятной композицией Элтона Джона «We all fall in love sometimes». Это и есть та единственная капля света в темной комнате, в тяжелой обстановке, в страшной и трагичной истории. Эта музыка символизирует чистые помыслы и добрые намерения, скрывающиеся за преступлением и принявшие самые уродливые формы, жалость, которую испытывает Миранда к Клеггу, и ту призрачную надежду и несуществующую, обреченную на провал возможность любви и счастливого конца.

Екатерина Гришаева