Птн, 29
Сбт, 30
13°
Вск, 31
16°
ЦБ USD 92.26 -0.33 29/03
ЦБ EUR 99.71 -0.56 29/03
Нал. USD 93.66 / 99.9 28/03 17:05
Нал. EUR 102.04 / 103.48 28/03 18:00
«Коммерсант» узнал о подготовке к «газовой войне» с Белоруссией

После бойкотирования белорусской стороной московского саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) российское руководство начало подготовку к «газовой войне» с Минском.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не участвовал в саммите из-за так называемой «молочной войны», начавшейся 6 июня 2009 года, когда Роспотребнадзор запретил ввоз на территорию России около 600 наименований белорусских молочных продуктов. 14 июня 2009 года МИД республики распространил заявление о том, что белорусское руководство выражает «категорическое несогласие» с действиями российской стороны, «подрывающими экономическую безопасность» Белоруссии, и поэтому отказывается от участия в очередной сессии ОДКБ.

На саммите в Москве должно было состояться семистороннее подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Этот документ должен был развить договоренности, достигнутые в феврале 2009 года между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном, Арменией и Узбекистаном.

В итоге, из-за отсутствия белорусской делегации, соглашение было подписано главами шести государств (с учетом «особого мнения» Узбекистана), а председательство в ОДБК перешло от Армении к России, хотя очередность была за Минском. Белорусский МИД в ответ заявил о нелегитимности документа, подписанного в отсутствие Лукашенко. Российское внешнеполитическое ведомство, в свою очередь, сочло аргументы Минска несостоятельными.

Как выяснил «Коммерсант», кремлевские чиновники до последнего момента не верили, что белорусский президент проигнорирует саммит. Более того, по данным издания, протокольная служба главы Белоруссии, находившаяся 14 июня в Москве, даже присматривала подходящий ресторан для совместного ужина Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева.

Российский президент прокомментировал «Коммерсанту» позицию белорусской стороны: «Мне это решение понятно не до конца, потому что делать многосторонний формат зависимым от двусторонних проблем мне представляется неверным. Все проблемы должны решаться в ходе консультаций, которые, строго говоря, с нашими белорусскими партнерами и велись, в том числе и по молочной теме. В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано! Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне и не говорил, что он собирается принять решение о том, чтобы не приезжать».

Как утверждает издание, один высокопоставленный сотрудник администрации Дмитрия Медведева заявил: «У нас нет особого расстройства по поводу поведения Белоруссии. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны».

Также «Коммерсант» выяснил, что Кремль готовит «газовую атаку» на Минск. В конце мая 2009 года советник посольства РФ в Белоруссии по экономическим вопросам Андрей Кузнецов заявил, что Белоруссия расплачивается за российский газ не в полном объеме. «Цена на газ в первом квартале должна была составлять 210 долларов за тысячу кубометров, однако оплата идет в пределах 150 долларов», — заявил тогда дипломат.

Цена на газ для Белоруссии обсуждалась Медведевым и Лукашенко еще в декабре 2008 года. Тогда они договорились, что цена будет рассчитываться по следующей формуле: среднеевропейская цена с понижающим коэффициентом 0,8 за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины. Как отмечает «Коммерсант», в первом квартале 2009 года Минск «не заметил» повышения цены на газ со 128 долларов до 210 долларов за тысячу кубометров и оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив за зиму 2009 года долг перед «Газпромом» около 70 миллионов долларов.

В конце марта 2009 года в ходе переговоров двух президентов в Завидово Москва разрешила Минску оплачивать российский газ по среднегодовой цене около 150 долларов за тысячу кубометров, а период окончательного расчета был перенесен на конец года.

Однако договоренности, достигнутые в Завидово, не были оформлены письменно. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов пояснил «Коммерсанту», что «никаких дополнительных изменений в контракт с Белоруссией в этом году не вносилось». Издание отмечает, что это обстоятельство может использоваться российской стороной как инструмент давления на Минск с тем, чтобы белорусская сторона выполнила условия контракта 2006 года и начала оплачивать поставки газа поквартально. Источник «Коммерсанта» в «Газпроме» заявил, что у российской компании уже имеются финансовые претензии к Белоруссии, но сумму претензий не назвал.

Последний «газовый» конфликт произошел между Россией и Украиной в начале 2009 года.