Птн, 19
16°
Сбт, 20
12°
Вск, 21
17°
ЦБ USD 94.09 -0.23 19/04
ЦБ EUR 100.53 0.25 19/04
Нал. USD 94.50 / 95.00 19/04 08:00
Нал. EUR 101.81 / 95.10 19/04 08:00
Сегодня в Рязани на Первомайском проспекте, в доме №57, открыли мемориальную доску в память о Герое социалистического труда Антонине Ануровой

В торжественном открытии принияли участие представители Администрации города и члены Рязанского городского Совета. Кроме того, на открытии выступили представители Рязанского совета Ветеранов и родственники Антонины Яковлевны (дочери и правнук).

Антонина Яковлевна Анурова (06.05.1918 - 26.02.2002) родилась в деревне Сидоровка Рыбновского района. После окончания школы работала в местном колхозе звеньевой овощеводческой бригады, а основная ее трудовая деятельность связана с заводом «Рязсельмаш».

В мае 1943 года она стала учеником токаря, чтобы заменить у станка мужа, ушедшего на фронт. Работала токарем-многостаночником, токарем-наладчиком, токарем-наставником. 34 года были отданы родному предприятию. Здесь она получила признание и высокую оценку своего труда.

Антонина Яковлевна активно участвовала в общественной работе - избиралась депутатом Рязанского городского и областного Советов народных депутатов, была делегатом XIII съезда профсоюзов и XXIII съезда КПСС, членом областного совета ветеранов.

Шел второй год Великой Отечественной войны. Ближе к весне 1943 «Рязсельмаш» начал оживать. Опустевшие после эвакуации завода цеха стали наполняться оборудованием, которое везли назад домой с Урала, из города Невьянска Свердловской области.

Бороны, плуги, сеялки и копалки временно уступили место производству мин и снарядов. И хотя в полную силу работал только механический цех, квалифицированных кадров не хватало. На заводе числились в основном женщины и подростки.

Той же весной Антонина Анурова учеником токаря впервые встала к станку. На смену ушедшему на фронт мужу. Ей предстояло выполнять операцию по проточке корпуса мины.

Вспоминает, как в первую смену, при задании 350 штук, она осилила только 100. Во вторую -150. А в третью смену уже справилась с заданием и впредь его перевыполняла. Работали, не жалея сил, по 12 часов, порой ночуя в цехе. А дома Антонину ждали две маленькие дочери, Рая и Галя, с которыми она делила свою хлебную пайку.

Но трудно представить, как хрупкие девушки и женщины могли до пятисот раз в смену поднять, установить на станок, закрепить, обработать, проверить, затем снять чугунную заготовку весом в десять килограммов. Поистине, в тылу было не слаще, чем на фронте.

Пулеметчик Михаил Ануров, любимый муж и отец ее дочерей, с войны не вернулся, погиб на поле боя от потери крови, защищая город Выборг в 1944 году.

И, бледная от недоедания и непомерного труда, Антонина становится донором, регулярно сдает свою кровь, чтобы, возможно, спасти чью-то жизнь там, на фронте.

Напряженные будни, чувство усталости после смены, а также ощущение моральной поддержки своих товарищей по цеху давали облегчение сердцу и силы для дальнейшей жизни.

Весна сорок пятого принесла, наконец, долгожданную победу, этот великий «праздник со слезами на глазах», ради которого тысячи мужей, отцов, сыновей и братьев по всей Европе остались лежать в безымянных могилах.

Митинг организовали прямо в цехе, в два часа ночи. Начальник цеха, Николай Федорович Бодров, обратился к работницам: «Дорогие мои... Я знаю, как вы трудились, видел, как, бывало, падали, теряя сознание... Знайте, это и ваша великая победа! Спасибо вам, милые наши дочки!» И низко поклонился. Женщины заплакали...

Постепенно на старейшем заводе Рязани вернулись к выпуску мирной продукции. Валы, подшипники, различного вида крышки для картофелекопалок, сажалок, сортировок вошли в список деталей изготовления. Нужно поднимать страну из руин, обеспечивать хозяйства хорошими, надежными машинами. И здесь опыт, ловкость и трудолюбие Антонины Яковлевны были использованы сполна. Теперь-то уж верилось в скорую победу и на трудовом фронте.

В 50-е годы в цех завезли новые станки. Управлять ими - одно удовольствие. Антонина освоила их все. На каждом могла поставить свой автограф. Прежде чем точить новую деталь, она, изучив ее по чертежу, бежала в сборочный цех - посмотреть, где ее место в машине. И, конечно, испытывала настоящую гордость от того, например, что их знаменитая картофелесортировка получила медаль на Международной выставке.

После смены металлообработчики регулярно повышали свое мастерство, знакомились с конструкциями новых машин, которые предстояло выпускать заводу. Технолог Козлов Сергей Иванович строго следил за этим и формальностей при сдаче техминимума не допускал.

Много позже, ближе к пенсии, согласилась Анурова стать токарем-наладчиком, а еще позднее - токарем-наставником. С того самого момента и не расставалась с молодежью. Очень нравились ребята и девчата, кто быстро схватывал главное, чей резец уверенно скользил по металлу, снимая тонкий слой стружки. А если не получалось, то едва хватало терпения, чтобы не отодвинуть «неумеху» в сторону и не проточить деталь самой.

Помимо работы в цехе закружил Антонину водоворот общественной жизни. Далеко не каждый мог и желал после смены беспокоиться о чужих стариках и детях, общежитиях и пионерских лагерях, о порядке во дворах и подъездах. Анурова беспокоилась. Поэтому регулярно избиралась членом заводского комитета. А с 1957 - депутатом городского и областного Советов народных депутатов. Ей посчастливилось побывать в числе делегатов XIII съезда профсоюзов и XXIII съезда КПСС в Москве.

А больше всего гордится Антонина Яковлевна тем, с какими замечательными людьми свела ее судьба: Любовь Ивановна Кондрашова, Ольга Андреевна Катаева, Мария Ивановна Медина, Нина Серафимовна Самсонова... С ними делила беды свои и радости. Анна Петровна Молчанова, Надежда Егоровна Воеводина, Виктор Алексеевич Кривандин, Юрий Алексеевич Горемыкин, старший мастер Леонид Иванович Ларионов, секретарь парткома Анатолий Андреевич Пестряков, мастера Володя Рязский и Вася Пылев - без их помощи достигла бы она признания?

Наиболее яркое впечатление в ее жизни - присвоение звания Героя Социалистического Труда в I960 году. Не ожидала она для себя столь высокой оценки. Волновалась там, в Москве, словно сдавала сразу несколько экзаменов. А вокруг - такие же герои, некоторые из Рязанской области, одних она знала, о других слыхала по радио. И почему-то награды им воспринимала как должное, а себе... «Что я особенного сделала? Ну, работала, как все... Возможно, чуть больше.»

Но тем не менее золотую медаль «Серп и Молот», орден Ленина, малую серебряную медаль ВДНХ, почетную медаль Советского Фонда мира и многие другие медали, которыми награждена Антонина Анурова, в те годы просто так не давали.

И жили Герои Социалистического Труда не богаче обычного горожанина. Отдельную благоустроенную квартиру Антонина Яковлевна получила от «Сельмаша» в 1971 году, когда дочери, одна за другой, собрались замуж, и мать схватилась руками за голову: где взять деньги на приданое!

Антонина вторично замуж не выходила, одна дочек вырастила. Сейчас у нее пятеро внуков и столько же правнуков. У них, слава Богу, все нормально. Бабушку уважают. А это самое главное.

26 февраля 2002 года Антонина Яковлевна скончалась после тяжелой болезни. Похоронена на Скорбященском кладбище.