Пнд, 06
10°
Втр, 07
Срд, 08
ЦБ USD 91.69 -0.36 04/05
ЦБ EUR 98.56 -0.08 04/05
Нал. USD 87.90 / 100.00 04/05 16:35
Нал. EUR 94.70 / 115.00 04/05 16:35
«Люди боятся того, чего не понимают». Рязанцы посетили премьеру фантастического триллера «Превосходство»
«Превосходство» – лишь одно из значений слова transcendence, которое также переводится как «переход на более высокий уровень», «эволюция», «восхождение».

В четверг, 11 июля, в рязанском кинотеатре «Малина» состоялся премьерный показ фильма «Превосходство», организованный радиостанцией «Европа Плюс Рязань». Многие посетители выиграли приглашения в конкурсах, однако раздача призов не ограничилась билетами. Когда зрители заполнили зал, их ожидала серия вопросов о Джонни Деппе. Наградой за правильные ответы стали кружки и футболки от радиостанции. Однако розыгрыш продлился недолго, и вскоре перед гостями предстал долгожданный фильм.

«Превосходство» – лишь одно из значений слова transcendence, которое также переводится как «переход на более высокий уровень», «эволюция», «восхождение» и так далее. Однако в онлайн-словаре Multitran первое по счету значение – именно «превосходство». Впрочем, в том же словаре первое значение слова inception – «начало», что отчасти объясняет ход мысли локализаторов.

Связывает эти два слова и еще одна деталь. Режиссер фильма «Превосходство» – Уолли Пфистер, наиболее известный широкой публике своим сотрудничеством с Кристофером Ноланом в качестве оператора. В частности, работа над «Началом» принесла ему премию «Оскар». «Превосходство» – режиссерский дебют Пфистера, что не может не напомнить о практически аналогичном случае с недавней «Малефисентой», которую снял также оскароносный Роберт Стромберг, ранее работавший над спецэффектами к «Аватару» Джеймса Кэмерона.

«Превосходство» – лишь одно из значений слова transcendence, которое также переводится как «переход на более высокий уровень», «эволюция», «восхождение»

Однако снять детскую сказку гораздо проще, чем серьезный фантастический триллер об искусственном интеллекте. Задача перед Пфистером стояла не из легких, и справился ли он с ней – цитируя придуманный им суперкомпьютер ФАНН, «сложный вопрос».

Следует сразу сказать, что «Превосходство» не попадает в категорию «фильмы с Джонни Деппом». В его герое нет ни следа привычных экстравагантных образов, это скорее серьезная версия Тони Старка в исполнении Роберта Дауни-младшего. Учитывая, что Уилл Кастер умирает примерно через полчаса после начала фильма, с ролью полутрупа-полуробота Депп справился на все сто во всей своей деревянной красе.

Что до остальных гигантов кинематографа, роли распределились несколько несправедливо. Депп и его экранная супруга в исполнении Ребекки Холл практически не выходят из кадра, тогда как Морган Фримен успевает объяснить сюжет своим фирменным успокаивающим голосом всего пару раз под не менее фирменным стальным взглядом Киллиана Мерфи.

Объяснений Фримена «Превосходству» остро не хватает, так как сценарий – пожалуй, самое слабое место этого фильма. Основываясь на классическом конфликте между лозунгами «кибернетика – продажная девка империализма» (эта фраза в фильме не звучит) и «люди боятся того, чего не понимают» (эта фраза звучит в фильме дважды, как и в сотне подобных картин), четкой позиции создатели так и не обозначили. Противники кибернетизации сначала предстают умалишенными религиозными фанатиками, затем – пророками истины, а в самом конце картина и вовсе смешивается в непонятный ком.

«Превосходство» – лишь частично удавшаяся попытка рассказать историю

И это очень обидный недочет, потому что выглядит «Превосходство» действительно превосходно. Набив руку на фильмах Нолана, Пфистер воссоздал ту самую стильную и блестящую атмосферу, которой знамениты «Начало» или новая трилогия о Бэтмене. Отличную работу проделали и создатели спецэффектов, которым удалось добиться зрелищности без 3D или гигантских роботов.

«Превосходство» – лишь частично удавшаяся попытка рассказать историю, в несколько раз лучше поданную в первой серии второго сезона великолепного британского сериала «Черное зеркало» под названием «Сейчас вернусь». Не имея в арсенале ни гигантского бюджета, ни звезд кинематографа, телевизионщики заставили зрителя задуматься о том, может ли машина заменить человека, тогда как создатели «Превосходства», по-видимому, сами не знают ответа на этот вопрос.

Александр Сказченко