Сбт, 20
12°
Вск, 21
18°
Пнд, 22
16°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.78 20/04 10:40
Нал. EUR 100.55 / 94.78 20/04 10:40
«Моя любимая обезьянка»: такой комедии рязанцы еще не видели
Многие не поняли ни задумки автора, ни видения режиссера. Другие же кричали «Браво!» и аплодировали артистам стоя.

5 апреля в рязанском театре Драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Моя любимая обезьянка» по пьесе Ника Дарка «Мертвая обезьяна», написанной в 1986 году. Зрители разных уголков Земли — от США до Германии — успели оценить легендарную историю в постановках маститых режиссеров. В Рязани спектакль поставил заслуженный артист России Сергей Виноградов, уже хорошо знакомый рязанской публике по своим актерским и режиссерским работам в театре Драмы («Опасные связи», «Сладкоголосая птица юности», «Алхимия любви»). Главные роли исполнили заслуженные артисты России Анатолий Конопицкий и Александр Зайцев, артисты Марина Мясникова и Роман Горбачёв.

Неожиданное название спектакля, нехарактерная для театра Драмы афиша, наконец, неизвестное рязанцам имя автора пьесы, Ника Дарка (драматурга, писателя, политического деятеля), не стесняющегося говорить о проблемах современного общества на языке огрубевшего обывателя, — привлекло немалое количество людей. Комедия, рекомендуемая к просмотру лицам старше 18 лет, собрала полный зрительский зал.

Начиналось сценическое действо легко, непринужденно, комично, несмотря на смерть любимой обезьянки, труп которой лежал на сцене под простыней еще довольно долго. Главная героиня, Долорес, не обремененная ни работой, ни детьми, ни домашними обязанностями, жена, вечно ждущая мужа, сама напоминает преданную обезьянку. Ее муж, Хэнк, огрубевший от вечной работы, выражающийся просторечным языком, некогда бывший красавцем-сёрфером, рассекающим волны с обезьянкой за спиной, приходит в недоумение, узнав о потере любимого друга. Привычный уклад жизни нарушен. Наполненная странными, обескураживающими зрителей подробностями совместной жизни (вплоть до «забавных игр с обезьянкой, которая заходила очень далеко»), история оказывается банальной семейной драмой. Пятнадцать привычных лет вместе превращаются в одно бесконечное отчаяние. Что делать дальше? Образ обезьяны, милого ласкового друга, но и опасного в ярости животного, аллегория семейных отношений, проявлен здесь до реального персонажа. Который действует, как велит ему природа, неоднократно появляется на сцене в минуты особого эмоционального накала. Как могут, Хэнк и Долорес пытаются вернуть былое. Но ни принятая в дар от ветеринара мадагаскарская свинка, ни тщетная борьба с волнами бывшего сёрфера, ни даже чудаковатая работа по установлению контакта с животными в зоопарке Долорес, не способны спасти их отношения. Они не будут прежними. И звериное вырывается наружу. С каждым появлением на сцене обезьяны на ней все меньше шерсти, человек же, наоборот, обрастает яростью и непониманием, превращаясь в бешеную гориллу.

Действие заканчивается трагедией: Хэнк, мужчина, потерявший себя, убивает свою маленькую любимую обезьянку, свою Долли. Но этого уже не увидела примерно четверть зала. Зрители, не выдерживая накала страстей, вероятно, ожидавшие увидеть что-то другое, вставали и уходили посреди спектакля. Многие не поняли ни задумки автора, ни видения режиссера. Другие же кричали «Браво!» и аплодировали артистам стоя. Удача это или поражение, нельзя сказать однозначно. Ник Дарк в своей пьесе вскрыл гнойники современного общества, а Сергей Виноградов выставил это зеркало на показ в Рязани.

Такой комедии рязанцы еще не видели. Равнодушным не остался никто.

Выйдя из здания театра Драмы, я увидела свежие цветы у фонтана, возложенные в память о молодом парне, Александре Дудине, которого не так давно жестоко убили на глазах у пассивной публики. Вероятно, есть люди, которые еще долго не забудут этой трагедии. Невольно начинаешь проводить аналогии театра с жизнью. «Искусство — это зеркало, которое уходит вперед, как часы», — сказал Франц Кафка. Стоит ли поражаться происходящему на театральной сцене, когда на улицах наблюдаешь ужасы куда страшнее?

Юлия Грекова. Фото Ольги Киндиновой