Чтв, 25
21°
Птн, 26
21°
Сбт, 27
20°
ЦБ USD 92.51 -0.78 25/04
ЦБ EUR 98.91 -0.65 25/04
Нал. USD 93.00 / 93.64 25/04 10:49
Нал. EUR 100.41 / 102.24 25/04 10:49
Проект «Генералы России». Андрей Гущин
Стартовал проект «Генералы России», реализуемый Минобороны России и «Воентернет». В его рамках каждый месяц планируется интервью с одним из известных военачальников российской армии.

Стартовал проект «Генералы России», реализуемый Министерством обороны России и «Воентернет». В его рамках каждый месяц планируется подготовка интервью с одним из известных военачальников российской армии. Герои интервью – главнокомандующие различными видами Вооруженных Сил, командующие армиями, округами. Цель проекта – патриотическое воспитание молодежи, повышение престижа военной службы, формирование положительного имиджа военнослужащих и привлечение интереса к военной службе среди подрастающего поколения.

RZN.info поддержал проект, и начинает цикл публикаций с рассказа о жизни и смерти, снах, совещаниях, войне, небе и морской пехоте генерал-майора Геройя России, начальника Береговых войск — заместителя командующего флотом по Береговым войскам Балтийского флота Андрея Гущина.

Андрей Юрьевич Гущин родился в 1966 году в городе Выборге Ленинградской области. После окончания Ленинградского высшего общевойскового училища был по собственному желанию направлен служить на Северный флот в бригаду морской пехоты.

В феврале 1995 года капитан Гущин командовал в Чечне сводным отрядом морской пехоты, который перекрыл путь наступавшим боевикам. За пять суток непрерывных боев в Грозном бойцы отбили двенадцать атак, а их командир продолжал руководить боем, несмотря на несколько тяжелых контузий. За мужество и героизм, проявленные при наведении конституционного порядка на Северном Кавказе, капитан Андрей Гущин был удостоен звания Героя Российской Федерации.

О снах

Зря думают, что генералы спят долго и сладко. На самом деле даже во сне приходится оставаться в гуще событий. Вот, например, недавно на учениях в одном подразделении потеряли подствольный гранатомет. Чего скрывать — обстановка чрезвычайная. Всю ночь прочесывали полигон. Какой тут сон! И все же, прикорнув под утро, вижу: вот он, гранатомет, лежит себе в траве у палатки в полевом лагере. Проснулся. И сразу звонок: нашли гранатомет!

Первые годы после Чечни часто снилась война. Это кошмар был. Я даже во сне все время палец на спусковом крючке держал, и он дергался. Сейчас отпустило. Новые события, видно, вытеснили из сознания эти воспоминания.

О морской пехоте

Морским пехотинцем я стал по воле случая. Вырос в Выборге, городе воинской славы. Нас, школьников, водили на экскурсии, показывали военный порядок, учебные классы, давали попробовать армейскую кашу и хлеб. Так что с детства решил стать военным — летчиком-истребителем.

После восьмого класса поступал в суворовское училище, но не прошел по конкурсу. Расстроился, конечно. После школы подал документы в летное училище, и опять

промах: не прошел медкомиссию. Тогда поступил в прекрасное Ленинградское высшее общевойсковое командное училище им. С. Кирова. Решил, что общевойсковым командиром тоже ведь быть неплохо!

О героизме

Откуда я знал о героизме? Как все: из книжек и фильмов. Читал мемуары ветеранов Великой Отечественной, писал о героях школьные сочинения. Но то, что сам стану героем, представить не мог. А вот как получил «Звезду», начинается другая жизнь. У Героя нет права на ошибку, нет права опозорить, осквернить свою честь. На него смотрят другими глазами. И хочешь — не хочешь, а приходится перестраивать жизнь.

О трусости

Страх — естественное для человека чувство. Но важно, чтобы оно не доводило тебя до предательства. Как-то в Грозном шел бой, ко мне подходит взвод под командой сержанта. Спрашиваю: где взводный? Говорят: оставил нас еще в Моздоке. Сказал: давайте, ребята, сами. И сержант привел людей. Я потом встретил этого взводного, он мне признался: испугался. Я ему ответил: руки тебе не подам больше, ты людей своих предал. Думаешь, им страшно не было?

О недостатках

Недостатки есть. Например, иногда хочется полениться, подольше полежать в кровати. Но больше получаса не получается. Что еще? Язык любит говорить, когда ему надо бы промолчать. Вот был недавно в одном гарнизоне на Севере. Говорю: Грозный сейчас, как Лас-Вегас, а мы как жили, так и живем в хибарах. Что, неправда? А не всем понравилось. Иногда, бывает, выражусь крепким словцом, особенно когда встречается откровенная глупость или преступная неисполнительность. Ну как тут не добавить соли? Хотя брань — это, конечно, порок.

О женщинах

Мы, военные, живем недолго. Часто наши женщины подходят к пенсии без мужа. Это люди высокого подвига, раз они променяли обычную спокойную жизнь на нашу и готовы ждать нас из походов, с боевых вылетов, учений, войны. Как обеспечить будущее твоей женщине, если ты понимаешь, что судьба военного — это война, а то и смерть? Наверное, иметь побольше детей — самый надежный выход. У меня их четверо, и все разные. Дочь пошла, что называется, по стопам: она уже лейтенант, пограничник. А из сыновей еще посмотрим, что получится.

О войне

Война — это грязь, жестокость, кровь и сострадание. Это стоны и крики о помощи, которая не всегда приходит. Вот рядом с тобой лежит и умирает человек. Он говорит: командир, я сейчас умру, давай споем на прощанье. А петь нельзя: противник рядом, другие могут погибнуть. Война — это смерть. Но тут же рядом другое — приходят две женщины с грудным ребенком, голодные, ребенок кричит от голода... Мы накормили всех и уступили им свои места в теплых машинах.

О пути воина

Почему-то считается, что в армию идут одни бестолковые. Наверное, это придумали сами бестолковые. От зависти. Наоборот! Когда я попал в войска, то понял: служба — это сплошное учение. А офицер, в первую очередь, учитель. Я своих подчиненных всегда поздравляю с Днем учителя. Потому что наша задача — научить мальчишек защищать Родину так, чтобы они умели стрелять, на поле боя укрываться, выполнять задачу и оставаться живыми. И вернуть их родителям живыми и здоровыми, чтобы они им с гордостью могли бы сказать: «Я служил в этой гвардейской части, в этом прославленном полку».

О мечте

Мечта у меня — чтобы морская пехота, как ВДВ, входила в состав резерва Верховного главнокомандующего. Мы же уникальный род войск! Учимся и действуем в воздухе, воде и на суше. И традиции у нас еще с петровских времен: отвага, дерзость, решительность, натиск. Хочется развития, новых видов оружия, военной техники, вертолетов морской авиации. Это позволило бы иметь современный мобильный мощный компонент, способный решать любые задачи по защите Отечества. О чем еще можно мечтать?