Пт, 03
26°
Сб, 04
27°
Вс, 05
25°
ЦБ USD 70.5 -0.02 04/07
ЦБ EUR 79.22 -0.3 04/07
Нал. USD 70.85 / 71.95 15:10
Нал. EUR 79.65 / 80.60 15:10
Экспонаты взаперти. Как рязанские музеи приспособились к работе без посетителей
В Рязанской области, как и в большинстве российских регионов, музеи закрылись 17 марта.

На прошлой неделе глава федерального Минкульта Ольга Любимова анонсировала изменения, которые коснутся музеев после окончания пандемии и постепенного снятия ограничений на работу культурных объектов.

Она подчеркнула, что цены на билеты останутся такими же, как и до закрытия учреждений, несмотря на сокращение количества посетителей.

Кроме того, в музеях будет установлена норма «один человек на 20 квадратных метров», чтобы обезопасить сотрудников и экскурсантов от распространения коронавирусной инфекции.

В Рязанской области, как и в большинстве российских регионов, музеи закрылись 17 марта. Но замки на дверях и объявления о карантине вовсе не означают, что хранилища экспонатов перестали работать совсем. Просто музейная активность переместилась в интернет.

Экспозиции и рассказы о коллекциях, представленных в выставочных залах, можно увидеть не живьем, а на тематических страничках в социальных сетях или на официальных сайтах —  самих учреждений культуры.

«Несмотря на то что музей уже больше двух месяцев закрыт для посещения, мы активно работаем в социальных сетях от «ВКонтакте» и Facebook до Telegram, где я веду канал «Павлов- гражданин мира», — рассказывает директор музея усадьбы академика Павлова Наталья Загрина.

«Недавно опубликовали новое исследование, посвященное деятельности последователей великого ученого во время войны. Конечно, ограничительные меры заставляют нас осваивать новые формы работы. Ежегодный «Сиреневый бал», посвященный дню рождения музея, в этот раз мы провели в виртуальном формате. В июне разместим новый выпуск проекта «Павловский сад», а 19 августа, надеюсь уже с участием многочисленных гостей, у нас пройдет традиционный «праздник яблока» с чаепитием и игрой в городки», — добавила она.

Но пока даже любительские спортивные соревнования — это грубое нарушение карантинных мер, и рязанские музеи наполняют свои группы в соцсетях видеороликами, рассказывающими о своих экспонатах и людях, имеющих к ним прямое отношение.

Так, в минувшую субботу рязанский музей истории Воздушно-десантных войск в преддверии 90-летия создания крылатой пехоты запустил цикл видеороликов, посвященных командующим ВДВ. А в ночь музеев все те, для кого голубые береты не просто предмет одежды, смогли совершить виртуальную экскурсию по новой диараме, посвященной подвигу псковских десантников в аргунском ущелье. ⁣⠀

Правда посещение выставок через интернет далеко не всегда создает эффект присутствия и дает возможность увидеть мелкие детали того или иного экспоната. В режиме онлайн очень сложно почувствовать энергетику полотен талантливого живописца или особенности покроя старинного костюма.

«Виртуальные экскурсии как правило ориентированы на людей, живо интересующихся историей, творчеством художников, писателей, техникой, представленной в залах — считает художник-карикатурист Георгий Титов. Если к примеру говорить об изобразительном искусстве, то с помощью гаджета нельзя оценить манеру мастера, нюансы композиции, глубину замысла. Это почти тоже самое, что нюхать розу через стекло. Впрочем, далеко не всегда у людей, создающих такие гиды есть технические возможности сделать экскурсию детальной и наглядной. В любом случае попытки, (пусть и не всегда удачные) перевести художественные выставки в онлайн-режим заслуживают уважения».

Запрет на посещение коснулся не только государственных музеев, но и частных хранилищ

«Теоретически можно было бы открыть наши экспозиционные залы, тем более что их площадь невелика, для посещения небольших групп, но торговые ряды закрыты по распоряжению губернатора. А закон обязателен для всех, — считает создатель десятков туристических маршрутов по Рязани и области, основатель музея «Аромат времени» Ксения Паначева.

В нынешней ситуации создание виртуальных туров по музеям — достойный способ привлечь внимание людей, которые по понятным причинам не смогут приехать в тот или иной регион лично. Но наряду с качественным визуальным рядом, для такой экскурсии важна информативность, чтобы посетитель видел не только картинку, но и пояснение к тому, что ему показывают. Кликнул на экспонат и получил интересную информацию.

Хороший пример такого подхода — сайт Российской государственной библиотеки, в народе более известной как Ленинка. Если говорить о рязанских музеях, мне наиболее познавательным показался гид по есенинскому заповеднику в Константинове».

Действительно создателям виртуальных туров следует понимать для кого, и для чего они делают этот продукт. У рязанских музейщиков есть время доработать и сделать более наглядными своими виртуальные проекты, тем более что 25 мая глава федерального Роспотребнадзора Анна Попова пока рекомендовала сохранить ограничения, действующие в регионе.

Фото со страниц рязанских музеев «ВКонтакте»