Птн, 19
17°
Сбт, 20
13°
Вск, 21
18°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.78 19/04 18:30
Нал. EUR 100.50 / 95.10 19/04 18:30
Боди-арт на «Подбелке». На фестиваль приедет московский художник Давид Намгаладзе
Давид Намгаладзе — художник широкого профиля. Помимо традиционных живописных работ он также занимается инсталляциями, ландшафтным дизайном, декорациями, боди-артом.

Давид Намгаладзе — художник широкого профиля. Помимо традиционных живописных работ он также занимается инсталляциями, ландшафтным дизайном, декорациями, боди-артом. Свое мастерство Давид представит всем желающим на фестивале уличных музыкантов «Подбелка», который состоится 29 июля. О своем увлечении художник рассказал корреспонденту RZN.info, раскрыв секрет, за что получил загадочный титул «отец советского боди-арта».

Давид, нередко в описании вашей творческой деятельности встречается определение «отец советского боди-арта». Как возник этот своеобразный титул, и насколько он соответствует действительности?

Точно сказать не могу, но меня можно назвать «самозванцем», хотя ничего плохого в этом нет. Я не тешу этим свое эго, просто в бытие своей молодости не знал такого термина — когда начал этим заниматься, называл это просто «раскраской тела». Других таких людей я больше не встречал. Когда в начале 90-х на меня вышли люди, которые занимались первыми интернет-галереями, и собирали различных художников традиционного и современного искусства, среди них не было тех, кто бы занимался боди-артом. Поэтому так себя именую. Конечно, этот титул несерьезный, и его надо воспринимать с юмором. Однажды один человек спросил меня: «А кто же тогда мать?». Я ответил ему: «В одном лице».

С чего началось увлечение боди-артом?

Я стал заниматься боди-артом примерно в середине восьмидесятых. Это пришло из-за увлечения всякими оздоровительными техниками — занимался хатха-йогой, изучал древние культуры… Тогда мне попались книжки с описанием того, что разные народы в древности и ныне, живущие по устоям древних, раскрашивают свое тело, шрамируют, наносят татуировки, словом, преображают тело с помощью разных знаков, пятен. Я заинтересовался этим. Первой моделью стал я сам — стал наносить знаки, которые в Индии принято называть тилакой. Тилака — это на самом деле глина, и существуют разные виды тилак в разных традициях. Они наносятся на различные части тела, и при этом произносятся мантры. Я, конечно, мантр не знал, просто наносил эти знаки и делал их по наитию.

Первой моделью стал я сам — стал наносить знаки, которые в Индии принято называть тилакой

При этом у меня возникали внутри чувства, как будто я когда-то это делал. Еще занимался сбором трав, и стал из них и корок фруктов делать смеси и зажигать их, фактически создавать благовония, хотя тоже еще не знал, что это такое. Потом я решил раскрашивать своих знакомых. И так пошло, поехало… Периодически я к этому возвращался. В конце 80-х я прочел статью в каком-то журнале, где впервые познакомился с термином «боди-арт». Там рассказывалось о немецкой художнице, которая проводит лечебные сеансы боди-арта. Она преобразует тело, и человек, видя его изменения, преображается. Смысл моих занятий этим видом искусства начинался в таком ключе. А потом мне уже поступили коммерческие предложения раскрашивать моделей в московских клубах. Так я стал одним из «клубных» художников.

Если говорить об СССР, было ли тогда что-то подобное боди-арту?

В СССР не было официально никакого боди-арта — это, скорее всего, считалось бы проявлением буржуазной культуры. Я не слышал отношения властей к нему. Думаю, если где-то и заходили разговоры о таком явлении, то их пресекали на корню.

Можно ли подробнее раскрыть термин «боди-арт»? Отличается ли он чем-то от популярного ныне аквагрима?

Аквагрим — это популярное название, но оно не означает вид искусства, это лишь название определенной краски. Мне звонили люди и спрашивали: «А вы делаете аквагрим?» Я отвечаю: «Разумеется, ведь чем же я наношу боди-арт?» Ведь если наносить его нитрокраской или масляной, она плохо смывается. Аквагрим — это водный грим, наряду с этим есть еще жирный. Те, кто занимается кино, театром, знают об этом. Раскраска на лицах и руках — это тоже бодиарт, или можно назвать фэйсарт. Хотя я бы придумал какой-нибудь русскоязычный термин. Что плохого в словах «раскраска тела» или «раскраска лица»?

Раскраска на лицах и руках — это тоже бодиарт

Насколько безопасны для здоровья краски для боди-арта?

Конечно, здесь можно рассматривать индивидуально. Разумеется, от них никто не умрет, другое дело, если у человека может существовать какая-то аллергия. Аквагрим, по сути, та же косметика, основное вещество в нем тальк, плюс добавлены красители и некоторая часть алкоголя. У разных фирм разные составы. Я в основном смотрю на то, какая краска лучше ложится. Можно разрисовывать гуашью, но гуашь плохо держится, а если наносить маслом, то оно долго смывается. В общем, нельзя сказать, что аквагрим вреден, я даже думаю, что он менее вреден, чем повседневная косметика. В свое время стал экспериментировать и придумал натуральные краски, но они не столь эффектны, например, в них нет белой краски.

От боди-арта перейдем к вашим картинам. Скажите, как появляются их сюжеты ?

Совершенно по-разному. Ввиду того, что у меня нет узнаваемого стиля, меня интересуют различные стили и сюжеты, поэтому и картина рождается по- разному, как и любое произведение искусства. Это может быть что-то пережитое, пейзаж, или красиво составленный натюрморт. Также она может быть выполнена с натуры или по воспоминаниям. Случается, что это некая абстракция, выплеск эмоций, эксперименты с пятнами и линиями. Часто картина рождается как некое гадание. Я наношу некие пятна, смотрю на них, и они подсказывают, что делать дальше — картина рисует сама себя. Бывает, что я нарисовал что-то и не знаю, что делать дальше, и какое-то время она может стоять, а потом вдруг зовет к себе и подсказывает, как действовать.

Часто картина рождается как некое гадание

У меня ощущение, что сама картина начинает жить, вот как «Портрет Дориана Грея». Если можно засомневаться в личностном аспекте картины, то я не сомневаюсь в ее энергетике. Она насыщается некой энергией и в какой-то момент подзывает к себе и говорит, что надо сделать дальше. Иногда бывают выверенные сюжеты, от эскиза. Надо сказать, что ни у одного художника, ни в какую эпоху никогда эскиз не соответствует окончанию, потому что в жизни ничего не повторяется. Эскиз — это лишь примерная схема, а сама картина может складываться по-другому.

Приходилось ли вам участвовать в фестивалях, подобных нашему?

В прошлом году я как раз принимал участие в уличном фестивале в честь Дня города в Москве. Тоже сидел и разрисовывал желающих, в основном детишек. Еще я участвовал в различных этнофестивалях, как художник боди-арта. Выставлял и свои картины, создавал инсталляции и декорации.

Наш фестиваль собирает разные виды уличных искусств, а как сейчас обстоят дела с уличными художниками в Москве?

Не особо слежу за программами, я по сути не уличный художник. Конечно, я могу некоторое время постоять на улице, но долго находиться без дела не могу, мне становится скучно. Сейчас в Москве очень мало авторов, которые стоят и продают свои картины, в основном этим занимаются перекупщики. Есть шаржисты, но это особый вид людей, они живут этим, у них свой круг общения. Кстати, я в свое время был первым, кто стал рисовать на Арбате шаржи, и произошло это совершенно спонтанно. Это был 1986 год, я ходил с альбомом по Москве и рисовал. На Арбате проходил праздник юмора в честь 1 апреля, его огородили и пускали туда только по пригласительным. Там выступали музыкальные коллективы, было шумно и насыщенно, тем более, что происходило такое в первый раз. Тогда я просто встал там и стал рисовать, у меня были с собой карандаши, бумага и пастель.

В свое время я был первым, кто стал рисовать на Арбате шаржи

Тут ко мне подошли люди, и спросили: «А вы могли бы нас нарисовать?». Я согласился. Потом появился некий мальчик, которого я тоже нарисовал, и он предложил: «Давайте я для вас буду брать деньги». Я был не против, он притащил коробку, и стал брать деньги, следить за очередью, которая была огромная. Я рисовал до тех пор, пока там почти не исчезли люди, и мы с ним уехали на последней электричке метро.

Что бы вы хотели пожелать нашему фестивалю и зрителям?

Зрителям я бы хотел пожелать почувствовать радость от живого общения с творцами различных направлений — музыки, певческого искусства, художниками, поэтами, и так далее. Чтобы это продолжалось и расширялось, потому что не хлебом единым жив человек, а соприкосновением души с душой. А лучшим образом это происходит через формы искусства, потому что она являет собой концентрированную форму передачи информации, может и не осознанную. Фестивалю и его организаторам желаю здоровья и всяческих успехов, чтобы все это развивалось и дальше, приобретало все новые расширенные углубленные формы.