Срд, 24
13°
Чтв, 25
19°
Птн, 26
22°
ЦБ USD 93.29 0.04 24/04
ЦБ EUR 99.56 0.2 24/04
Нал. USD 94.00 / 93.89 24/04 14:00
Нал. EUR 100.51 / 101.88 24/04 14:00
«Джаз, который я люблю». Народный артист России Алексей Кузнецов провел гитарный мастер-класс в Рязани
Легендарный в джазовых кругах гитарист принимал участие в записи музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Мимино», «Жестокий романс», «Гардемарины, вперед!», а также аккомпанировал Клавдии Шульженко, Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону и джемовал с Дюком Эллингтоном, Дейвом Брубеком, Тедди Джонсом, Бобом Джеймсом и другими.

Имя Алексея Кузнецова вряд ли хорошо знакомо массовому слушателю, однако его внушительный послужной список насчитывает целый ряд широко известных названий и персоналий. К примеру, легендарный в джазовых кругах гитарист принимал участие в записи музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Мимино», «Жестокий романс», «Гардемарины, вперед!», а также аккомпанировал Клавдии Шульженко, Муслиму Магомаеву, Иосифу Кобзону и джемовал с Дюком Эллингтоном, Дейвом Брубеком, Тедди Джонсом, Бобом Джеймсом и другими.

В Рязань Кузнецов приехал в рамках международного фестиваля искусств Art of Inspiration, о котором кратко рассказал Геннадий Филин, лидер рязанского коллектива Feelin's. Проект создал артист Владимир Андреев, который сейчас живет в США. По словам Филина, в рамках фестиваля творческий центр Feelin's планирует познакомить рязанцев с целым рядом исполнителей джаза, или «музыки бога».

После приветственных аплодисментов «король мэйнстрима», как его иронично охарактеризовал Филин, рассказал немного о своей жизни. Любовь к музыке Кузнецову привил отец, который тоже был музыкантом и часто пел романсы и играл различные гитарные произведения дома, а также аккомпанировал актерам Московского художественного театра.

Позднее Алексей Кузнецов-старший попал в Оркестр радио и телевидения СССР, а в начале шестидесятых его место занял сын, набравшийся за это время опыта в Музыкальном училище имени Октябрьской революции. Там он познакомился с творчеством инструментального квартета под руководством знаменитого баяниста Бориса Тихонова, в котором, по словам Кузнецова, «гитара могла себя проявить».

Взяв в руки Epiphone Zephyr 1951 года выпуска, Кузнецов продемонстрировал слушателям «красивый, бархатный» звук

«Этой школы на сегодняшний день просто нет», – посетовал музыкант, добавив, что ему «жалко иногда гитаристов», которые приходят к нему на мастер-классы и полагаются на звучание гитарных эффектов, а не самого инструмента. «Я говорю: а гитара где? Это прибор играет», – сказал он, выразив мнение, что для начала любой гитарист должен выучить базовые джазовые аккорды, из которых можно построить гармонию, а не пытаться сразу солировать.

Взяв в руки свой инструмент (Epiphone Zephyr 1951 года выпуска), Кузнецов продемонстрировал слушателям «красивый, бархатный» звук своей гитары. Музыкант исполнил две импровизации, медленную и быструю, объединив их под названием «ритмы, от которых нам становится веселее, что-то мы можем найти красивое».

Говоря о собственных образцах для подражания, Кузнецов назвал два имени: Кенни Буррелла, с которым ему никак не удается увидеться и поджемовать, и Уэса Монтгомери, умершего в 1968 году. «Ни один, ни другой у нас ни разу не были», – посетовал музыкант, после чего порекомендовал начинающим гитаристам исследовать их творчество и взять его в «багаж» своих знаний. Для иллюстрации Кузнецов также сыграл одно из произведений Буррелла.

Затем к известному музыканту присоединились Геннадий Филин и басист Feelin's Константин Панкратов. Кузнецов подчеркнул «изюминку» импровизированного трио – отсутствие ударных, а также привел в качестве примера трио Астера Питерсона. Вместе с рязанскими музыкантами он сыграл восьмиминутную блюзовую импровизацию. «Получается тот самый джаз, который мы любим. Тяжело сидеть на сидении, прыгать начинаешь», – подчеркнул Кузнецов после восторженных аплодисментов зрителей.

«Как же нужно любить джаз, чтобы так его любить»

На предложение гостя сыграть лирическую тему Геннадий Филин незамедлительно отреагировал «Песней о далекой родине» Микаэла Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны». После совместной импровизации Кузнецов рассказал посетителям о том, как он ездил домой к больному Таривердиеву, чтобы записать гитарную партию к композиции «Мгновения». При этом композитор убедительно попросил гитариста подобрать не слишком джазовое звучание: «тут кино, тут война».

Следующей импровизацией трех джазменов стала босса-нова, за которой после непродолжительного обсуждения последовал бодрый свинг. «Вот это джаз – джаз, который я люблю», – заключил Кузнецов, попутно пошутив, что так он придумывает названия для своих альбомов: «пластинки будут так называться: «Пока так», вторая – «Действие происходит!», третья – «Как же нужно любить джаз, чтобы так его любить».

Когда мастер-класс, казалось бы, уже приближался к концу, всех присутствующих ждал сюрприз: трио музыкантов стало квартетом. К Кузнецову, Филину и Панкратову присоединился один из зрителей, который принес с собой акустическую гитару. «Вот это настоящий джазовый джем-сейшн», – с улыбкой заметил лидер Feelin's. Вместе музыканты исполнили джаз-роковую композицию, причем впервые без барабанов.

После заключительных аплодисментов зрители встали с мест, чтобы взять автограф у легендарного гитариста или сфотографироваться с ним. Нашлось время и для групповой фотографии, которая наверняка войдет в историю рязанского джаза.

Александр Сказченко