Сбт, 27
19°
Вск, 28
14°
Пнд, 29
17°
ЦБ USD 92.01 -0.12 27/04
ЦБ EUR 98.72 0.01 27/04
Нал. USD 92.16 / 94.38 26/04 18:30
Нал. EUR 99.80 / 102.08 26/04 18:30
«День дурака». Драматическая рецензия от RZN.info в шести действиях с эпилогом
Действующие лица: Тимур Бекмамбетов – продюсер, Александр Баранов – режиссер, Аркадий Казанцев – сценарист; Александр Лыков – актер. Все события вымышлены, любые совпадения случайны.

Действующие лица:

  • Тимур Бекмамбетов – продюсер,
  • Александр Баранов – режиссер,
  • Аркадий Казанцев – сценарист;
  • Александр Лыков – актер.

Все события вымышлены, любые совпадения случайны.

 

 

Действие первое. Бекмамбетов и режиссер

Режиссер: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам преприятнейшее известие. Я намерен снять фильм.

Бекмамбетов: Интересная затея. Чего снимать изволите? Комедия, боевик или, не приведи Господь, триллер в жанре нуар?

Режиссер: Полно вам, Тимур Нуруахитович. Ну какой нуар. Комедию, конечно.

Бекмамбетов: Хорошее начало, как говорится, полдела откачало. Что за комедия? Оригинальная или ремейк? Помню я ваш «Джентльмены, удачи!»

Режиссер (раздуваясь от гордости): И то, и другое.

Бекмамбетов: Это, позвольте, как так?

Режиссер: А вот так. Берем произведение, заимствуем пару-тройку элементов, а остальное придумываем сами, чтобы и зрителям понравилось, и за умных сойти. А на постере так и напишем: «по мотивам».

Бекмамбетов: Интересно, интересно. А что за произведение, позвольте поинтересоваться?

Режиссер: «Ревизор» Чехова.

Бекмамбетов: Вы хотели сказать, Гоголя?

Режиссер: Ай, да черт их разберет.

Бекмамбетов: Сценарий у вас есть?

Режиссер: А то как же. Прошу ознакомиться.

Действие второе. Те же и сценарист

Бекмамбетов: Ну, милейший, рассказывайте.

Сценарист: Значит, так. Главный герой – молодой швейцар в элитном московском отеле. Форменный повеса, живет в долг. К нему приходит коллектор, пытается задушить его пакетом, но потом они попадают в ДТП, и полицейские сначала пытают коллектора противогазом, а потом избивают, чтобы он признание подписал.

Бекмамбетов: Секундочку, вы же вроде говорили, что у вас комедия…

Сценарист: Ну да, вот я уже и шутки набросал.

Бекмамбетов: Дайте посмотрю (читает). Господа, ну это же ни капли не смешно.

Сценарист (в сторону): Вот же зараза, интеллигенция (режиссеру) Александр Николаевич, а может, про запасной план расскажем?

Режиссер: Рассказывайте.

Сценарист: В общем, мы тут информационным партнерством заручились с радиостанцией «Юмор FM». Так что если мои шутки не подойдут, мы просто их в кадре покажем, и сразу смешно станет.

Бекмамбетов (продолжает читать): А вот у вас одна есть забавная. Где полицейские все время «стрелки переводят».

Сценарист: Ну вот видите! Давайте я ее еще пару раз в сценарий вставлю.

Бекмамбетов: Хорошо, только не переборщите. Так, а это что у вас тут такое, любовная линия?

Сценарист: Да, я над ней две ночи корпел!

Бекмамбетов: Так-так-так, героиня отвергает любовь более-менее привлекательного сына губернатора и влюбляется в первого встречного, который обманывает всех вокруг и вообще форменный мерзавец. Вы что, Николаса Спаркса перечитали?

Сценарист: Кого?

Бекмамбетов: Ладно, сойдет. Давайте более насущные вопросы обсудим. Где собираемся снимать?

Действие третье. Рязанская область, город Касимов. Бекмамбетов, режиссер, сценарист

Бекмамбетов: Зачем вы меня сюда притащили?

Режиссер: Тимур Нуруахитович, это же Касимов, Рязанщина. У них тут грибы с глазами, их едят, а…

Бекмамбетов: Да отстаньте вы со своими грибами. Как город по сценарию называется?

Сценарист: Сапожок.

Бекмамбетов: Так ведь есть же уже такой город. Чего ж мы в нем не снимаем?

Сценарист: Тогда Верхний Сапожок.

Бекмамбетов: Ох, ладно.

Действие четвертое. Режиссер и Лыков

Режиссер: Александр, вы хотели поговорить?

Лыков: Да, у меня есть парочка вопросов. Тут понимаете ли, какое дело. Вы мне все говорите, чтобы я весь фильм в шляпе ходил.

Режиссер: Ну и что?

Лыков: Вы понимаете, я актер со стажем. С «Улицами разбитых фонарей» давно завязал. А тут на тебе – опять в шляпу полезай. Да еще и волосы противно эдак рукой зализывать. Мол, смешно, зрители хохотать будут.

Режиссер: А разве нет?

Лыков: Мне – нет.

Режиссер: А вот мне смешно. Казанцеву смешно, у него даже фамилия такая же, как у того вашего персонажа. Тимур Нуруахитович тоже улыбается. Нам-то лучше знать, правильно? Правильно. (сердито) Я бы на вашем месте вообще помалкивал. Кто половину дублей испортил, логотип KFC рукой закрыл? Вы бы еще, ей-богу, водку в кадре этикеткой назад поставили. Деньги-то отрабатывать надо!

Лыков: Да этого вашего KFC ни в Касимове, ни в Рязани отродясь не было, на нас местные как на придурков смотрят! И почему я вдруг посреди фильма теряю память? Я сам об этом догадался только к концу сценария!

Режиссер: Так, прекращайте уже свои препирательства. Пойдемте работать!

Действие пятое. Бекмамбетов и сценарист

Бекмамбетов: Аркадий, а позвольте поинтересоваться, при чем здесь вообще Гоголь?

Сценарист: Ну как это, при чем. Вон же, молодого человека приняли за проверяющего из Следственного комитета, а все остальные перед ним заискивают, и получается комедия. Еще сцена вот эта, где все напиваются, я ее патриотизмом приправил, чтоб смешнее было. А еще у всех говорящие фамилии – вот, например, главный герой – Иванов, а главный полицейский – Бабаев. А еще вон Лыков говорит про «пренеприятнейшее известие».

Бекмамбетов: Пренеприятное. Ну да ладно, бог с вами. А в конце немая сцена ведь есть?

Сценарист: Какая немая сцена?

Бекмамбетов: Вы вообще «Ревизора» до конца дочитали?

Сценарист: Ну конечно… в школе еще… в кратком содержании, должен признаться.

Бекмамбетов: Ох, ладно. Вы мне вот что скажите: почему этот фильм называется «День дурака»?

Сценарист: Ну… это… аллюзия…

Бекмамбетов: Да ну вас!

Действие шестое. Премьерный показ в кинотеатре «Люксор»

Режиссер: Вот видите, Тимур Нуруахитович. Я же говорил. Смеются.

Бекмамбетов: Эх… над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Занавес

Эпилог

«День дурака» – бездарная попытка переосмыслить знаменитую пьесу Гоголя. Будь это обычный ремейк, перенесенный в наши дни, или комедия абсурда вроде «Даун Хауса», оригинальный сюжет вероятно мог бы зазвучать по-новому. Однако создатели не искали легких путей, и в итоге у них получилась неясная поделка, выставляющая полицейских и провинциальных чиновников клиническими идиотами.

Перейти границу между сатирой и постыдным фарсом очень просто, и авторам «Дня дурака» это удалось. Впрочем, целевая аудитория оценит фильм по достоинству, и даже повторенная около десяти раз шутка вызовет смех даже при повторном просмотре.

Александр Сказченко