Вск, 28
16°
Пнд, 29
17°
Втр, 30
20°
ЦБ USD 91.78 -0.23 28/04
ЦБ EUR 98.03 -0.69 28/04
Нал. USD 92.16 / 93.00 27/04 18:38
Нал. EUR 99.80 / 98.00 27/04 18:38
«Есенин был бы рад». Геннадий Филин рассказал о поездке рязанской группы Feelin’s в Италию
Лидер рязанской джазовой группы Feelin’s рассказал о выступлении коллектива на международном фестивале SpoletoEuropArt-2015. Фестиваль прошел с 13 по 23 ноября в итальянском городе Сполето.

Лидер рязанской джазовой группы Feelin’s рассказал о выступлении коллектива на международном фестивале SpoletoEuropArt-2015. Фестиваль прошел с 13 по 23 ноября в итальянском городе Сполето.

Геннадий, расскажите о поездке в Италию.

Геннадий Филин: Мы недавно вернулись из Италии, где мы были на фестивале в городе Сполето, который назывался SpoletoEuropArt-2015. На нем мы представляли наш проект «ЕсенинJazz», в котором принимает участие итальянский вокалист Борис Саволделли. И это естественно, что российско-итальянский проект представляется сначала на родине, а затем в Италии.

Сполето — потрясающий город в плане культуры, древности, он датируется 241 годом до нашей эры. И эта древность просто пышет во всем. Когда мы поехали на экскурсию, мы были просто поражены этим масштабом. Для сравнения: в Германии мы проехали семь городов, и архитектура там впечатляет, но один Сполето сразу перевесил все.

Причем история там действительно живет. В том же Риме по сути одни развалины — это тоже все впечатляет своей колоссальностью, отдает величием того, что было и ушло. Но дух мегаполиса, как и в Москве или Нью-Йорке, одинаков.

Где проходил фестиваль?

Г. Ф.: Сам фестиваль прошел в монастыре Святого Николая. Он существует тоже очень давно, датировка — 1089 год. Всего десять веков, хотя упоминается, что первый храм построили, когда Святой Николай умер.

Юлия Филина: Когда этот монастырь раскапывали и реставрировали, то под ним нашли еще один храм.

Г. Ф.: В Италии как ни копай… они почему метро не могут построить — начинают рыть, а там опять культурные ценности (смеется). А этот монастырь изначально создавался как культурный и религиозный центр с выдающейся библиотекой. Очевидно, что организаторы выбрали его не случайно.

Ю.Ф.: Библиотеку, кстати, посещал Мартин Лютер. А сам комплекс производит впечатление бывшей церкви, ведь церковь и культура в Италии всегда шли рука об руку. На протяжении двух поколений семей он развивался в культурном русле, потом он пришел в запустение. Там работали гончары, складировали зерно, потом все это разграбили, произошел пожар и только в 1960 году администрация Сполето решила все отреставрировать.

«Сполето — потрясающий город в плане культуры, древности»

Как Feelin's попали на фестиваль?

Г. Ф.: Вышли мы туда через Центр развития международных отношений Италии и России, который возглавляет Елена Тукшумская. Она отправила нашу информацию организаторам фестиваля, и те сразу решили этим воспользоваться.

Фестиваль организуют наши соотечественницы Алина и Ольга Окуневы, которые долгое время занимались экспонированием и организацией передвижных выставок художников из разных стран. В этом году они решили придать этому другую форму — межкультурного фестиваля, перенеся туда еще и музыку, и вот группа Feelin’s стала первым таким участником в расширенном формате.

Когда мы гуляли по Сполето и увидели объем наружной рекламы, я, честно говоря, был удивлен. Мы видели плакаты «ЕсенинJazz», и это только половина, остальное — общие плакаты фестиваля, но и там везде были наши физиономии (смеется). Это, конечно, было очень приятно. За это хотим передать им огромное спасибо.

Как вас встретила итальянская публика?

У нас на этом фестивале состоялось два выступления. Сначала на открытии 13-го числа, а потом на закрытии сольный концерт 14-го. Мы оставили теплый отклик, получив его как от соотечественников, которые там достаточно долго живут, так и от итальянцев. Нам удается зацепить этим проектом самое глубокое — души.

Отдельное спасибо хотим сказать Борису Саволделли. Борис — это западный человек, и получается уникальная ситуация: наше, рязанское, есенинское доносится до публики устами западного вокалиста на универсальном языке джаза, понятном всему миру. Люди это замечают и принимают с большой благодарностью.

Не было ли опасений перед поездкой в незнакомую страну и концертом для незнакомой публики?

Г. Ф.: Опасений вообще не было. Мы опробовали нашу музыку уже на многих площадках. Более того, в наших проектах участвовал не только Борис Саволделли, но и певица Майя Азусена из Нью-Йорка, и многие другие.

Первым стал тромбонист Стэффорд Хантер — скажу честно, у меня тогда даже аранжировки хорошей не было. Я что-то написал, но звучало это несовершенно. Стэффорд согласился, и когда мы начали писать, у меня мозги сразу и заработали. Я потом переделал аранжировки, и это послужило толчком.

С того момента уже много воды утекло, и я сделал очень много для проекта, поэтому опасения не было вообще никакого. Более того, Алина Окунева сразу заинтересовалось проектом. Реакция Бориса была уже однозначной.

Ю.Ф.: Для Бориса самый важный авторитет — это его мама. А она просто фанатка русской литературы и культуры. Самая главная фишка этой поездки была в том, что вся семья Бориса приехала в Сполето: мама, папа, тетя, дядя, жена и подруга жены Гуяна, которая помогала Борису понимать тексты.

«Фестиваль организуют наши соотечественницы Алина и Ольга Окуневы»

Поездке в Италию предшествовал обширный тур по России. Расскажите о нем поподробнее.

Г. Ф.: Концертную программу мы начали обкатывать еще в феврале. Более того, сразу сформировались своеобразные «отпечатки» проекта. Например, Московский государственный музей Сергея Есенина сделал специальный раздел на своем сайте.

Тогда мы поняли, что у нас с Борисом все очень хорошо получается и что группа Feelin’s нашла того самого, которого так долго стремилась найти: западный вокалист с целым арсеналом джазовых возможностей, яркой подачей и открытой душой.

Мы пошли «фронтом», представляя проект и в литературной среде, и в научной, и в музыкальной: музей Есенина, РГРТУ, клуб Алексея Козлова и так далее. Договорились, что летом надо писать альбом.

Записали часть материала, едем на фестиваль в Сочи, где Игорь Бутман назвал проект большим событием для российской музыки. А позже член Союза писателей России Дмитрий Дарин послушал нас и сказал: «Есенин был бы рад, и я с ним солидарен».

На самом деле он уже решил сделать нас лауреатами международной премии имени Есенина — но мы тогда об этом и не подозревали. Вручал ее нам Владимир Пресняков-старший, который сказал, что надо сделать так, чтобы этот проект узнали как можно больше людей, и что именно так надо петь есенинские песни.

С 20 сентября у нас «завертелся маховик». Альбому бы уже пора выходить, а его все нет. В группе у нас начал выступать Григорий Зайцев, московский бас-гитарист, один из лучших в стране, участник квартета «Мы из джаза». Мы начали стремительно дописывать альбом: Гриша сыграл все басовые партии, Борис допел все, что нужно было допеть, и уже в процессе тура 12 октября в Московском международном доме музыки альбом появился физически.

Все концерты прошли с большим успехом. Не везде, конечно, были полные залы. Мы ведь еще не лица «Первого канала». Тем не менее ряд концертов прошел еще и с аншлагами — в зависимости от того, как поработали организаторы на местах.

Хочу особо отметить концерт в Муроме, это стало культурным событием года для города. Организатор Михаил Попов получил награду от администрации города. Концерт прошел в рамках «Есенинских дней», которых до этого в Муроме официально не было — Попов их сам инициировал, сам создал и сам провел. А глава горсовета написал стихотворение.

«В наших проектах участвовал не только Борис Саволделли, но и певица Майя Азусена из Нью-Йорка»

В нескольких наукоградах выступили — Дубна, Протвино и Обнинск. Публика, сами понимаете, продвинутая, научная интеллигенция, везде концерты прошли с огромным успехом. Нам очень понравилось выступать в усадьбе Белкина в Обнинске. Усадьба появилась еще во времена Ивана Грозного, она проникнута духом древности и истории, с ней связаны имена Шаляпина, Пушкина и так далее.

Еще одно выступление состоялось на фестивале в Саранске, который курирует Игорь Бутман, он отыграл с нами половину программы. Представил нас как хедлайнеров Сочинского фестиваля, вышел и отдубасил с нами полпрограммы в русской народной рубашке! (смеется) Успех был феноменальный, потому что весь народ уже разошелся, Борис стоит, а вокруг него толпа поклонников, и он, наверное, еще часа полтора раздавал автографы.

Ю.Ф.: А еще толпа поклонников была в Муроме. Таких пищащих девочек я встречала разве что в фильмах про концерты Backstreet Boys. Я пыталась пробиться к Борису, но они вокруг него будто стену выстроили.

Г. Ф.: Причем подобная реакция была и у официальных лиц. Например, председатель совета народных депутатов сочинил стихотворение.

Финалом тура стала поездка в Общественную палату Российской Федерации. Нам позвонили, когда мы были еще в Италии, и предложили принять участие в презентации Рязанского региона в Общественной палате. Все это было посвящено 120-летию Сергея Есенина. Мы представили свой альбом, сыграли несколько композиций. Вот, наверное, и все.

В целом тур получился очень насыщенным. Юля была планировщиком, ей пришлось проделать огромную работу по логистике. Мы придерживаемся того, что называется Божья воля. Как-то однажды сказав «да будет воля Твоя, Господи», мы выражаем намерение во Вселенную и даем ей полную возможность нам содействовать, поэтому вся логистика начинает выстраиваться, все получается, все происходит, все ресурсы по пути нашего похода стягиваются.

«Есенин – самый переводимый поэт по данным ЮНЕСКО и официальный выразитель души русского народа»

Что ждет проект «ЕсенинJazz» в ближайшем будущем?

Очередной участник проекта — народный артист России Алексей Кузнецов. Я решил воспользоваться его приездом в Рязань и в одну из композиций записать его узнаваемую гитару, его ритм, до боли всем знакомый в российском и мировом джазе. Должно получиться что-то интересное.

Дальнейший план такой: выпустить альбом «ЕсенинJazz-2», который, думаю, выйдет в феврале. Ряд композиций уже записан, штук пять уже готовы. Как мы будем его представлять, пока не скажу. Есть определенные планы: конечно же, Борис Саволделли вновь выступит фронтменом проекта.

Это будет либо просто серия концертов в Рязани и других городах, где нам понравилась работа организаторов, либо мы сделаем большой джазовый фестиваль. Поскольку джаз — универсальный международный музыкальный язык, так очень легко продвинуть наш город, чтобы было от чего отталкиваться в рассказах и разговорах.

Какие планы у Feelin's помимо проекта «ЕсенинJazz»?

Планы, конечно, есть. На Рязанской земле родилось много чего выдающегося. Когда я представляю Рязань, я отталкиваюсь вот от чего.

Есть такое понятие: «дух — душа — тело», человек известен как триединое существо. Внутри физической оболочки у нас есть душа, а глубже есть дух, который все это пронзает и всем управляет. То есть дух управляет душой, а душа создает тело для получения опыта проживания в физическом мире.

И вот на Рязанской земле это триединство проявлено удивительным образом. Возьмем, например, государственный гимн. Это такая вещь, которая, во-первых, отображает дух нации, а, во-вторых, известна в каждой стране. Каждый житель любой страны уважает свой гимн, как бы он ни относился к своей стране, что бы он про нее ни говорил. Если какой-нибудь рязанец, который не любит родину, вдруг окажется в Америке и услышит гимн России, он встрепенется, и в нем проснется гордость.

Мелодия гимна родилась на Рязанской земле, это ее голос. Александр Александров написал даже два гимна, включая «Священную войну», которая подняла русский народ на победу в Великой Отечественной войне.

Когда мы говорим о Есенине, это самый переводимый поэт по данным ЮНЕСКО и официальный выразитель души русского народа. Его творчество перевели на 150 языков, и это говорит о его общей значимости. Секрет души Есенина в том, что она у него была открытой, и он мастерски выразил все ее грани, не стесняясь, и каждый находит свое. Получается, что голос души — это тоже голос Рязанской земли.

«Когда в любой точке Земли взлетает космическая ракета, это тоже голос Рязанской земли»

И третья штука: когда в любой точке Земли взлетает космическая ракета, это тоже голос Рязанской земли, потому что это идея Константина Циолковского, который родился здесь. Он объявил человека гражданином Вселенной и философски, и физически. Эта идея позволила нам выйти в космическое пространство.

Честно говоря, в развитии Рязани нужно задаться вопросом: как сделать понятия духа, души и тела более осязаемыми. Многие люди не понимают, что это такое, но на Рязанской земле все эти понятия очень осязаемы в таких общезначимых критериях, как гимн, ракета или поэзия Сергея Есенина.

К чему я это говорю: у нас есть общезначимые песни, например, «Прощание славянки», которые поднимали дух всей России и широко известны за рубежом. Думаю, я возьму эти произведения и выражу их как голос Рязанской земли. Включая гимн: например, в Сполето я начал знакомство с публикой с того, что наиграл мелодию гимна и спросил в зале, что это такое. Зал откликнулся, и я добавил, что это голос Рязанской земли.