Птн, 26
19°
Сбт, 27
20°
Вск, 28
15°
ЦБ USD 92.01 -0.12 27/04
ЦБ EUR 98.72 0.01 27/04
Нал. USD 92.50 / 93.49 26/04 17:40
Нал. EUR 100.14 / 102.08 26/04 17:40
Як-42: «Что ты делаешь?!» – «Взлетный». – «Андрюха!»

Предварительные результаты расследования катастрофы Як-42 опубликовал в минувшие выходные Межгосударственный авиационный комитет. По мнению экспертов, самолет с хоккеистами «Локомотива» разбился из-за того, что ему не хватило скорости для взлета. Выводы специалистов МАК косвенно подтверждает фрагмент расшифровки переговоров экипажа, который ранее появился в СМИ.

В своем докладе эксперты МАК сообщили, что все системы Як-42 работали штатно. Почему он тогда не смог набрать нужную скорость, пока не понятно. «Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 километров в час. Руль высоты был отклонен на кабрирование до значений 9 – 10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло. Через шесть секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. В дальнейшем, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения», – сказано в докладе.

Причина торможения пока не ясна, ее будут выяснять специалисты. Разгадка может крыться в расшифровке переговоров, которую приводят «Вести 24». Она, как предполагается, принадлежат экипажу разбившегося Яка:

Командир: «74,76».

Бортинженер: «74,76».

Командир: «Время, фары. Взлетаем, рубеж 190».

Командир: «Три, четыре, пять, номинал».

Бортинженер: «На номинальном».

Бортинженер: «Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190, 210»

Командир: «Взлетный».

Бортинженер: «220, 230».

Второй пилот: «Наверное, стабилизатор».

Командир: «Взлетный, взлетный, стабилизатор».

Второй пилот: «Что ты делаешь?»

Командир: «Взлетный».

Бортинженер: «Взлетный».

Командир: (нецензурно).

Второй пилот: «Андрюха!»

Комментарии экспертов к расшифровке публикует «Комсомольская правда». По словам специалистов, взлет до 190 км/ч – скорости «принятия решения», когда экипаж в случае неисправности обязан остановиться, – проходил нормально. Пилоты также не замечали никаких неполадок.

Затем командир отсчитывает время до перевода двигателей на номинальный режим работы. Он используется только при взлете и лишь в тех случаях, когда самолет пустой. Загруженные лайнеры используют для отрыва от ВПП взлетный режим, при котором двигатели работают на максимальную мощность.

На скорости 210 км/ч первый пилот внезапно командует перевести двигатели на взлетный режим. Делает он это слишком поздно, поскольку о режиме экипаж, как правило, договаривается еще на стоянке, отмечают эксперты.

При скорости 230 км/ч командир должен взять штурвал на себя, чтобы начать отрыв. Однако в этот момент начинаются какие-то проблемы. Первый пилот не берет штурвал, или он не идет. Из-за этого самолет начинает отрыв слишком медленно и, в результате, взлетает за пределами ВВП. Экипаж исправить ситуацию уже не успевает.

По мнению экспертов, причиной проблем могли быть неисправности стабилизатора или руля высоты. «Вероятно, застопорены рули высоты. Они не дают выправить самолет для взлета под нужным углом. Рули стопорят, когда самолет стоит на стоянке, так как от порывов ветра они могут сломаться. В этом состоянии они неуправляемы», – говорит летчик-испытатель Анатолий Кнышов.

Вместе с тем специалисты отмечают, что проблема с рулями высоты могла возникнуть только в том случае, если бы «в кабине самолета сидели дилетанты». Ведь, согласно летной инструкции, прежде чем начать полет, один из членов экипажа, чаще всего бортмеханик, зачитывает «молитву экипажа» – алгоритм проверки всех систем, которая касается, в том числе, и включения рулей высоты. Кроме того, первый пилот всегда видит приборы, где на тот случай, если что-то не включено, будут гореть лампочки и идти предупреждающие звуковые сигналы. И либо экипаж их проигнорировал, либо же имел место технический сбой, говорят эксперты. При этом возможность того, что летчики проигнорировали «молитву», единодушно отвергается.

Напомним, Як-42, на котором летела в Минск на хоккейный матч ярославская команда «Локомотив», разбился 7 сентября в 16:05 мск. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое – бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения скончался в одной из столичных больниц

Вскоре после катастрофы СМИ выдвинули версию, согласно которой летчики просто забыли снять Як-42 с ручного тормоза. При этом командир воздушного судна якобы пожаловался на плохое самочувствие и передал управление второму пилоту. Тормоз должен был отключить именно командир, и второй пилот подумал, что он это уже сделал. В МАК опубликованную в прессе информацию не прокомментировали.