Птн, 19
16°
Сбт, 20
12°
Вск, 21
17°
ЦБ USD 94.09 -0.23 19/04
ЦБ EUR 100.53 0.25 19/04
Нал. USD 94.50 / 95.00 18/04 18:30
Нал. EUR 95.00 / 95.10 18/04 18:30
В каждом из нас. В Рязани поставили «Гамлета» непрофессиональные актеры. Репортаж

В четверг, 27 декабря, в рязанском клубе «Галерея 42» прошёл короткометражный спектакль «?» режиссёров Екатерины Чистовой и Романа Зимы по пьесе «Гамлет, принц Датский» Уильяма Шекспира. В центре происходящего был ключевой монолог Гамлета «Быть или не быть?», который непрофессиональные актёры прочли по-своему, раскрывая пережитое лично.

До спектакля показали фильм о фильме Кати Чистовой, своеобразный пролог к спектаклю, в котором узнавались знакомые улицы Рязани, словно зритель и не входил ни в какое помещение, не попадал в другую реальность. В основном все сидели «внутри» действия, чтобы быть одновременно и в зрительном зале, и за кулисами, находиться в движении, концентрируясь то на одном, то на другом актёре.

Кате как режиссёру очень понравилось это движение зрителя, её первый, начальный монолог спектакля был само действие. В то время, когда все приготовились смотреть на молчаливых актёров, на импровизированной кровати возле стены, позади них, на лестницу было выплеснуто ведро воды и Катя, больше напоминающая уборщицу с говорящей фамилией, стала мыть ступень за ступенью, напевая «Выйду ночью в поле с конём…». Её простой, как случай из жизни, монолог – о семье, о потерях в ней, о рождении новых людей – навевал грусть и давал надежду.

Само слово «случай» для Кати значимо, неизменно олицетворяемо со словом «луч». Даже на вопрос «почему Гамлет?», Катя тоже рассказала «случай из жизни»: о том, как за чашкой кофе солистка группы «Кактус», поэтесса Лера Руссо рассказала, что ей задали прочесть Гамлета на английском.

Лера сидела среди зрителей, в своём монологе она откликнулась на Катин, заговорив о семье, встала на стул и прочла своё первое стихотворение о маме, первое за 21 год.

«Я хотела настроить людей на правду, подлинную, ту, что изнутри», - говорит Катя. Каждый монолог был личностен и правдив, будь то метафорический образ болящего зуба у Дмитрия Сонькина, пригубляющего виски, или словно покаянная молитва об искушении Кати Беспаловой, лежавшей на импровизированной кровати на фоне проецируемых на стену икон.

«Катя дала задание всем участникам, подумать, что они думают о Гамлете, о его проблеме. Главная проблема, мне кажется, – сомнение. А так как это моя личная заноза на протяжении многих лет, то, естественно, я решила вытащить эту занозу, точнее – попытаться», - говорит одна из участниц спектакля Юлия Грекова.

Плавно, почти незаметно, спектакль перешёл в общение на тему Гамлета Шекспира и Гамлета современности, тему извечного вопроса «быть или не быть?». Решили – быть.

«Задача – чтобы каждый из зрителей подумал, как бы я это сделал, как бы я «перевёл» Гамлета. Ведь как показывает сцена, Гамлет –  в каждом из нас», - сказала Катя.

Кристина Азарскова