Птн, 19
16°
Сбт, 20
12°
Вск, 21
17°
ЦБ USD 94.09 -0.23 19/04
ЦБ EUR 100.53 0.25 19/04
Нал. USD 94.15 / 95.00 19/04 09:30
Нал. EUR 101.51 / 95.10 19/04 09:30
Польские актеры рассказали на «Рязанских смотринах» историю о жизни и смерти «лиса». Репортаж
Зритель видит, как некто похожий на работника морга ввозит на сцену каталку с лежащим вниз лицом человеком. Резким движением он отдирает со спины этого незнакомца лисью шкуру – и вот тут начинается самое интересное...

В воскресенье, 11 сентября, в рязанском Театре на Соборной была показана необычная постановку под названием «Лис». Спектакль польских кукольников из города Кстово вошел в программу XIII Международного фестиваля «Рязанские смотрины».

С самого начала «Лис» поражает своей лаконичностью и мистицизмом. На сцене – только одна большая черная рама и маленький столик, больше декораций нет. Чуть позже зритель видит, как некто похожий на работника морга ввозит на сцену каталку с лежащим вниз лицом человеком. Резким движением он отдирает со спины этого незнакомца лисью шкуру – и вот тут начинается самое интересное.

Главный герой, тот самый незнакомец на каталке – Лис. Он только что умер и был освежеван. На раме натянута его шкура, а чуть позже на сцену вынесут и его «нутро», как он сам говорит. И вот он пытается вспомнить: как же произошло, что он, такой быстрый, сильный и ловкий, умер? В голове он перебирает все возможные варианты событий, а попутно зритель узнает и саму историю жизни Лиса. Вот его главные соперники – зайцы, гриф и другие. «Что я – всю жизнь за зайчиками гоняться буду?» – гневно восклицает Лис, и перед зрителем разворачивается настоящая бойня под «Полет валькирий» Вагнера, сопровождающаяся кадрами военной хроники, проецирующимися на экранах. Но враги молчат, в этом спектакле говорит только Лис. И он рассказывает дальше. О своей любви, о «самочках». Уморительно показывает свои любовные игры с влюбленной в него самкой оленя, и то, как потом объяснялся с ее мужем. Не без крепкого словца, конечно но, почему-то в постановке даже мат кажется к месту.

И чем дальше рассказывает Лис, тем больше зрители понимают, что, возможно, это и не Лис вовсе. Актер так искренне рассказывает о любви, попойках, ярости, сожалении, горечи, что представляется – это не история животного, а человеческая история. И перед зрителем смерть не сильного зверя «с ногами длинными-длинными и пушистым хвостом», а человека, который любил вино, приключения и женщин. И вот он стоит в конце пути и понимает, что потерял свое «нутро». «А может, ты пустой вовсе? Может, нет у тебя нутра»? – уже в чистилище говорит ему загадочный распорядитель. А он все ищет и ищет. А когда находит» «нутро», которое выглядит как коробка с лисьей головой и хвостом, то начинает с упоением читать находящуюся внутри ленту. Вот он видит свое рождение, родителей, братьев и сестер, школу, любовь, а потом банкет, банкет, банкет и в итоге шрапнель, свою смерть, а дальше – ничего… И только когда он принимает свою сущность, осознает, что жил неправильно, тогда и попадает в рай. На сцене это было показано очень символично. Актер, играющий Лиса словно взмыл к потолку с помощью канатов, привязанных к его рукам и ногам.

Спектакль поражает не только своей простой трактовкой темы жизни и смерти, любви и чести, но и теми средствами, которыми режиссер и труппа попытались донести это до зрителя. Например, экраны, на которых будто транслировались чувства и эмоции главного героя, сама подача материала – этот откровенный моноспектакль. Естественно, зал аплодировал стоя, а труппа вторыми за фестиваль получила символ «Рязанских смотрин» – хрустального Петрушку.

Маргарита Слепова

Фото Андрея Киршина