Птн, 29
Сбт, 30
11°
Вск, 31
16°
ЦБ USD 92.26 -0.33 29/03
ЦБ EUR 99.71 -0.56 29/03
Нал. USD 93.66 / 99.9 28/03 17:05
Нал. EUR 102.04 / 103.48 28/03 18:00
СМИ: пассажиров «Невского Экспресса» погубили непрочные кресла

3 декабря стали известны результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших в результате теракта 27 ноября пассажиров «Невского экспресса». Эксперты полагают, что людей убил не взрыв, а оторвавшиеся от пола в результате схода состава с рельсов и разлетевшиеся по вагонам кресла, на которых они сидели. Поезд, как установили эксперты, был укомплектован комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. Аналогичные изделия российских производителей могли бы устоять, о чем свидетельствует предыдущая авария «Невского экспресса», в которой обошлось без жертв.

Как установила экспертиза, почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под N 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом, и теоретически его пассажиры имели самые высокие шансы на выживание. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 км/час, начала складываться.

При этом первые девять вагонов вообще не пострадали, устояв на полотне. Вагоны N 2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу — сразу после взрыва, происшедшего на маленькой платформе Званка, железнодорожное полотно уходит в прорытую в холме выемку с высокими откосами. Последний же вагон N 1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился в тот же откос своей торцевой частью-тамбуром. Этот удар и привел к массовым жертвам среди пассажиров, пишет газета «Коммерсант».

«Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали,— рассказал изданию один из жителей поселка Лыкошино, прибежавший к месту катастрофы одним из первых.— Вагон, не считая трех сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из нее в первую очередь тех, кто еще стонал».

Версию о гибели пассажиров из-за оторвавшихся кресел, изложенную добровольным спасателем, косвенно подтвердил «Коммерсанту» заместитель начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов, объяснивший, что «причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них». «Следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено»,— добавил эксперт.

Пытаясь разобраться в техническом аспекте катастрофы, журналисты «Коммерсанта» выяснили, что все вагоны для «Невского экспресса» выпускаются ОАО «Тверской вагоностроительный завод». При этом пассажирские кресла завод только монтирует в вагоны, покупая их у сторонних производителей по своему усмотрению. Одним из производителей кресел является Долгопрудненское научно-производственное предприятие в Московской области.

«Наши кресла стояли на «Невском экспрессе», подорванном в августе 2007 года у станции Малая Вишера в Новгородской области,— объяснил заместитель гендиректора предприятия Валерий Аверчук.— Все они устояли на своих местах, и пассажиры, как вы помните, остались живы. В поезде, попавшем в аварию 27 ноября, были установлены кресла немецкого производителя».

Как объяснили на предприятии, российские и иностранные кресла имеют принципиальные отличия. Свои кресла сами заводчане называют «кондовыми», поскольку их каркас сварен из тяжелой и прочной стальной трубы размером 40х60 мм. Эти кресла, сцепленные в тройки, прикручены к полу вагона и к боковой его части толстыми болтами и выдерживают трех стокилограммовых пассажиров, даже если они попали в четырехкратную перегрузку. Кресла же другого производителя имеют легкую основу из алюминия и пластика. Она и не выдержала специфических перегрузок, возникших в результате крушения.

Впрочем, все домыслы относительно якобы непрочных кресел, которые и стали прчиной столь массовых жертв, опровергают в В ОАО «Тверском вагоностроительном заводе».

– К сожалению, те, кто так рассуждает, не компетентны в технических вопросах, – заявил в интервью «Комсомольской правде» генеральный директор «Тверского вагоностроительного завода» (ТВЗ) Александр Василенко. Завод единственный в России производит вагоны для «Невского экспресса». – В 2007 году была та же самая ситуация, взрыв, но ни один человек не пострадал. Ситуации одинаковые, а последствия разные. Там, после взрыва состав лег на бок и проехал на скорости по насыпи. Он не переворачивался. А в нынешнем крушении, второй с конца вагон, попал в яму от взрыва, встал «на попа», перевернулся в воздухе, перелетел через крышу и только потом рухнул на землю.

Длина вагона 25 метров – с такой высоты люди начали падать вниз.

Чтобы было понятней, 25 метров – это высота шестиэтажного дома. В состав поезда «Невский экспресс» входят вагоны, специально спроектированные для движения со скоростью в 200 километров в час.

Гендиректор заверил, что все вагоны, соответствуют ГОСТам, на них получены сертификаты качества. В обязательном порядке проводятся краш-тесты на соударение – в вагон, который вплотную подогнан к стене, с другого бока врезается другой вагон.

– Согласно требованиям на прочность, каждый вагон выдерживает динамическую нагрузку в 250 тонн. А при взрыве под Бологое вагоны получили нагрузку, гораздо более 1000 тонн, – продолжает Александр Василенко. – Вагон не рассчитан на то, чтобы его взрывали семью килограммами тротила, чтобы он подлетал. Есть и второй показатель – перегрузка. В соответствии с нормативной документацией вагон должен выдерживать перегрузку, равную 4g. При крушении, по оценкам наших специалистов, она равнялась 15 – 20 g.

– При ускорении 15-20 g никакой ГОСТ не поможет. Это ускорение, скажем так, не совместимое с жизнью, – пояснил декан физико-технического факультета Тверского государственного университета Борис Петько. – Насколько мне известно, конструкция космических кораблей рассчитана на ускорение 11 g – это уже запредельно. А тут поезд… Человек, который сидит в кресле поезда, при ускорении в 20 g начнет давить на кресло силой почти в полторы тонны, так же и кресло будет давить на него. Естественно, ни люди, ни какие крепежи кресел тут не выдержат.

– Кресла представляют собой металлоконструкцию, обтянутую огнестойкими материалами. Они надежно крепятся к полу. Все слухи о том, что кресла держатся якобы на слабеньких саморезах, беспочвенны, – пояснили «КП» Александр Шмаргун, директор по технике и производству ТВЗ и Николай Сиротов, заместитель главного конструктора по внутреннему оборудованию и дизайну – В пострадавших вагонах в открытом салоне установлены кресла с ориентацией к середине салона, где находятся перегородки из закаленного травмобезопасного стекла, разделяющие вагон на две зоны. Ремни безопасности или другие страховочные средства в железнодорожном транспорте на вагонах с открытым салоном не предусмотрены.

Кстати, по роковому стечению обстоятельств, второй вагон «Невского экспресса», пассажиры которого больше всего пострадали при нынешнем взрыве, был в составе поезда, который подорвали в 2007 году. Тогда он вышел «сухим из воды» – ни жертв, ни особых разрушений внутри салона. Сейчас все наоборот – это самый разрушенный вагон и погибли в нём 15 человек.