Чтв, 18
10°
Птн, 19
17°
Сбт, 20
12°
ЦБ USD 94.32 0.25 18/04
ЦБ EUR 100.28 0.35 18/04
Нал. USD 94.00 / 94.68 12/04 13:20
Нал. EUR 101.51 / 95.10 12/04 13:20
РПЦ отвергает обвинения в изменении отношения к гомосексуалистам

Позиция Русской православной церкви в отношении гомосексуализма не изменилась, заявили ее представители РИА Новости, комментируя разгоревшиеся в блогосфере споры вокруг высказываний патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время встречи на минувшей неделе с генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом.

Предстоятель РПЦ сказал, в частности: «Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации, это личное дело человека. Но признание этого факта ни в коем случае не меняет нашей позиции в отношении к самому явлению. Религиозная традиция всех практически народов свидетельствует о том, что гомосексуализм является грехом».

Бурные дискуссии в интернете вызвал также тезис о том, что совершающий этот грех «не должен наказываться», поэтому Церковь выступает против любых репрессий и «дискриминации людей нетрадиционной сексуальной ориентации».

Из этого некоторые блогеры сделали выводы, что «патриарх разрешил... нетрадиционную сексуальную ориентацию» (так и озаглавлен один из постов в «Живом Журнале»), что понятие греха «нивелируется», иронически заговорили о принятии «любого выбора человека», сравнивая в данном случае нетрадиционную ориентацию с мошенничеством, воровством, убийством и другими преступлениями.

«Признавая гомосексуализм грехом, мы выступаем категорически против того, чтобы гомосексуальные отношения уравнивались с естественными отношениями между мужчиной и женщиной», – заявил также патриарх. Однако на эти его слова заинтересовавшиеся темой пользователи рунета особого внимания не обратили.

«Я несколько удивлен реакцией, которая возникла в информационном пространстве, прежде всего, в блогосфере, потому что никаких изменений в позиции Церкви не произошло, ничего нового в этом вопросе нет», – сказал председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

По его словам, патриарх изложил эту давно сформулированную позицию, сказав, что РПЦ, как и все традиционные религии, относится к гомосексуализму «как к греху». И никакого смещения акцентов в плане понимания этого явления как греховного не звучало.

«Те пояснения, которые были специфическим образом интерпретированы, на мой взгляд, связаны с непониманием некоторыми из интерпретаторов того, что такое грех и каково отношение к греху в традиции православной церкви, православного аскетизма, в частности, к важному положению о том, что, осуждая грех, мы не осуждаем грешника», – заявил Легойда.

Он добавил, что нельзя назвать осуждением церковную епитимию, которая является пастырской мерой, направленной на исправление и воспитание прихожанина. Одно из значений греческого слова «грех», напомнил Легойда, – «промах», и это позволяет более точно понять подход Церкви к этому явлению.

«Грех не является преступлением, за которое человек просто должен быть наказан. Это скорее некое искажение человеческой природы, болезнь, которая должна быть исцелена. И исцелена Христом, в том числе, посредством церковных таинств», – сказал собеседник агентства.

«Я бы обозначил суть выступления Святейшего патриарха в том, что Церковь, уважая свободу выбора человека, тем не менее, отстаивает свое право называть грехом то, что таковым является», – сказал зампред Отдела внешних церковных связей иеромонах Филипп (Рябых).

Эта позиция, отметил он, обозначена в «Основах социальной концепции РПЦ» – документе, в котором говорится, что гомосексуализм является грехом, но Церковь «готова помогать страдающим от этого недуга людям его преодолевать». И патриарх Кирилл подробно пояснил эту позицию высокому представителю международного сообщества.

«В частности, на встрече с генсеком Совета Европы речь шла о том, что Русская православная церковь выступает против закрепления сегодня в международных правовых документах такого понятия как «гомофобия», потому что, как показывает практика, это используется, чтобы запретить христианам и последователям других традиционных религий называть гомосексуализм грехом. Более того, под влиянием этого понятия верующих вынуждают принять однополые отношения как норму», – сказал отец Филипп.

Кроме того, напомнил он, православные церкви мира возражают против предоставления людям, открыто заявляющим о своей гомосексуальности, возможности усыновлять детей, поскольку, «с православной точки зрения, дети должны иметь возможность воспитываться в семье, где есть папа и мама».

«Также мы выступаем против того, чтобы однополые союзы приравнивались к понятию семьи и пользовались соответствующей государственной поддержкой. Не должно быть пропаганды гомосексуализма в публичной сфере», – добавил представитель Московского патриархата.

При этом, подчеркнул он, нетрадиционные отношения остаются на совести людей, которые их практикуют, и «Церковь не призывает к насилию и преследованию таких групп граждан, считает, что их гражданские права должны уважаться так же, как и права других людей», за исключением вышеперечисленных ситуаций.

По словам отца Филиппа, говоря о том, что совершающий грех «не должен наказываться», патриарх «имел в виду репрессивные меры, что потом и пояснил».

Комментируя сравнение блогерами гомосексуализма с воровством и убийством, собеседник агентства отметил, что «в православной традиции всегда различалась степень тяжести греха, и любое наказание измерялось тем, какой ущерб приносит человек окружающим».

«Наказание должно помогать человеку избавляться от греха, а не вводить его в уныние и не отталкивать от Церкви», – убежден иеромонах Филипп. Поэтому, пояснил он, «одно наказание – для убийцы, другое – для пьяницы, третье – для блудника».

«И в данном случае, если мы рассматриваем гомосексуализм как болезнь человеческой души, Церковь должна помогать исцелить эту болезнь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, а не лишать человека возможности измениться», – сказал представитель РПЦ.

По его словам, особая ситуация складывается, когда человек «сам не хочет излечиваться и считает свою болезнь нормой». «В этом случае Церковь должна действовать решительно, вплоть до отлучения человека от своей деятельности, от участия в церковной жизни», – констатировал собеседник агентства.

«Много раз в Священном Писании говорится о грехе гомосексуализма, как в книгах Ветхого Завета, так и в Новом Завете. В частности, апостол Павел в «Послании к римлянам» говорит о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют», – отметил отец Филипп.

Обличая жителей Коринфа, апостол также пишет о губительности развратного образа жизни.

«А Максим Грек призывает того, кто утверждает, что подобное наслаждение невинно, предать вечной анафеме – как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение Его», – добавил священнослужитель.

Однако в самих Евангелиях отдельных слов о грехе гомосексуализма нет.

«Но очень четко присутствует учение о семье как союзе мужчины и женщины и недопустимости измены своему супругу (супруге) даже в помышлениях», – подчеркнул отец Филипп.

На вопрос о том, что же позволяет сегодня благословлять однополые союзы некоторым христианским церквам Европы, общающийся с их представителями по долгу службы замглавы Отдела внешних церковных связей ответил: «Они интерпретируют слова Нового Завета о любви таким образом, что грехом считается только связь без любви, а если люди любят и хранят верность друг другу, то неважно, в каком союзе они это делают».

«Но это совершенно искаженная интерпретация Священного Писания. И она вступает в противоречие со всей предыдущей традицией. И появилась она под влиянием безрелигиозного образа жизни, которому все больше поддаются в странах Запада», – заключил представитель Московского патриархата.