Чтв, 25
19°
Птн, 26
21°
Сбт, 27
20°
ЦБ USD 92.51 -0.78 25/04
ЦБ EUR 98.91 -0.65 25/04
Нал. USD 93.00 / 93.59 25/04 13:30
Нал. EUR 100.51 / 101.98 25/04 13:30
Граждане, получившие сверхдоходы в результате приватизации 90-х, должны заплатить в бюджет пятую часть от этой суммы

Это предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму.

По оценкам депутатов, которые приводятся в их пояснительной записке к документу, реализация закона позволит дополнительно привлечь в бюджет до полутора триллионов рублей.

Как разъяснил один из авторов законопроекта депутат Александр Лебедев, при его разработке был использован опыт Великобритании. В 1997 году в этой стране был введен налог на сверхдоходы, который коснулся предприятий, переданных в частные руки при Маргарет Тэтчер. За 10 лет премьер-министру удалось приватизировать угольную промышленность, ЖКХ, другие предприятия и отрасли, напоминает депутат. «При этом цена компаний зачастую не соответствовала их реальной стоимости. Поэтому в Англии и решили обложить прирост капитализации налогом», — говорит Лебедев.

В России очень много средств, которые также, по мнению авторов документа, «надуло ветром». «Эти деньги могут быть направлены на реализацию приоритетных национальных проектов в социальной сфере и адресную поддержку малоимущих россиян», — предлагают они.

Поправки в Налоговый кодекс в России коснутся в первую очередь собственников предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. По подсчетам Лебедева, реализация законопроекта может затронуть более 200 крупнейших российских компаний. «Все отдавать не надо, только полученную сверхприбыль», — проявляет великодушие Лебедев.

Впрочем, доплатить государству придется далеко не всем собственникам приватизированного народного достояния. Инициатива коснется только тех, кто приобрел компании на первичном рынке в ходе залоговых аукционов — добросовестных приобретателей это никак не затронет.

Тем не менее, законопроект оставляет немало других вопросов. Непонятно, каким образом будет подсчитываться сверхприбыль. Сам Лебедев разъяснить это не смог, сообщив, что проект требует доработки и призван разбудить дискуссию. Между тем при определении доходов собственников приватизированного имущества могут возникнуть сложности. «В 90-х годах ценовая ситуация была достаточно условной, никакой оценки компаний не производилось», — комментирует директор Центра макроэкономических исследований «Юникон» Елена Матросова. Часто компании продавались по официально низкой цене, и при этом оставшаяся часть суммы платились по-черному на руки, отмечает эксперт.