Сбт, 20
12°
Вск, 21
18°
Пнд, 22
16°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.75 20/04 10:40
Нал. EUR 100.55 / 94.78 20/04 10:40
Европа готова помочь деньгами Грузии, которая вскоре лишится всех поступлений из России

Российские военнослужащие, арестованные в Грузии по обвинению в шпионаже, все еще находятся в заключении, однако уже в понедельник официальный Тбилиси намерен передать их представителям ОБСЕ. Это в очередной раз подтверждает, что российские военнослужащие арестованы вовсе не за шпионаж, а просто стали заложниками агрессивной политики Михаила Саакашвили. Тем временем Россия, не обращая внимания на заявления грузинского лидера о том, что его республика не боится экономических санкций, готовится прибегнуть именно к их помощи, чтобы защитить своих граждан. Так, в ближайшее время в Госдуме должен быть подготовлен и рассмотрен законопроект, предполагающий наделить правительство правом запрещать денежные переводы в некоторые зарубежные страны. Как известно, подобная практика является нормальной для ряда стран мира, в частности, США. По информации российских парламентариев, в Грузию ежегодно «утекает» из России порядка 320 млн долларов.

Причина таких действий со стороны России проста - ее провоцируют, и она отвечает, не имея других способов для влияния, если, конечно, исключать военные. Как показали недавние политические судебные процессы в Тбилиси, грузинские власти уже забыли, что такое презумпция невиновности, и поэтому рассчитывать на беспристрастное разбирательство не приходится - суд примет сторону президента и «партии войны», которая сегодня управляет этой закавказской республикой. Российский президент Владимир Путин уже назвал происходящее «признаком правопреемства политики Лаврентия Павловича Берии как внутри страны, так и на международной арене». По его мнению, Москву пытаются спровоцировать на резкий ответ.Однако пока Россия лишь ограничила возможности грузинской стороны захватить новых заложников, эвакуировав из закавказской республики часть своих граждан.

«По всей видимости, те, кто это делает, полагают, что антироссийская направленность внешней политики отвечает интересам грузинского народа. Не думаю, что это так. Эти люди думают, что, находясь под крышей своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности. Так ли это на самом деле?», - задал риторический вопрос членам российского Совета безопасности в воскресенье Владимир Путин. И, судя по реакции Тбилиси, там, и правда, уверены в собственной безнаказанности. И президент Михаил Саакашвили, и спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявили, что их стране извиняться перед Россией не в чем. Саакашвили даже в беседе с группой западных журналистов, оперативно прибывших в Тбилиси освещать новый кавказский кризис, назвал «излишне острой и неадекватной» реакцию Москвы на арест в Грузии российских офицеров, явно не желая замечать очевидного.

Видимо, дело в том, что грузинский президент рассчитывает на необъективность международных организаций, чьи представители в регионе неоднократно демонстрировали склонность поддерживать Тбилиси в его пусть даже агрессивных начинаниях. Показательно, например, что именно в понедельник, в разгар политического конфликта между Россией и Грузией, в Тбилиси прибывает делегация «тройки» Евросоюза, в составе которой член комиссии ЕС Бенита Ферреро-Вальднер, министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя и специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. А накануне этот спецпредставитель, прибывший в Тбилиси раньше остальных, заявил журналистам, что «тройка» рассмотрит с грузинским руководством вопросы, связанные с сотрудничеством между Евросоюзом и Грузией в рамках «соседской политики». «План этого сотрудничества предполагает, в том числе, и оказание Грузии экономической и финансовой помощи», - сказал Семнеби.

В то же время еще одна «объективная» европейская организация - ОБСЕ представила заявление своего председателя, министра иностранных дел Бельгии Карела де Гухта, который призвал Россию и Грузию «соблюдать принципы международного права, воздержаться от любых провокационных действий, начать прямой диалог и быстро урегулировать» конфликт. Тот факт, что Тбилиси этот конфликт развязал, захватив российских военнослужащих, ОБСЕ, видимо, не волнует. Так что получается, что заявление де Гухта обращено исключительно к России - ведь ответный ход за ней, это понимают все участники «большой кавказской игры». При таком подходе любые действия Москвы, вынужденной реагировать на агрессивные выпады со стороны официального Тбилиси, естественно, можно будет назвать «провокацией».

Наконец, не стоит забывать, что основная цель нынешних грузинских властей, а также их «спонсоров», о которых говорил в воскресенье Владимир Путин, - вовсе не новая война на Кавказе. Провокации лишь средство для того, чтобы заставить Россию отказаться от посреднических мирных миссий в урегулировании грузино-абхазского и югоосетинского конфликтов. Судя по всему, в Тбилиси считают, что Москва теперь либо должна решить, что миротворчество, угрожающее жизни и свободе ее граждан, слишком дорого ей обходится и вывести войска, либо же удастся добиться выступления ОБСЕ в качестве посредника между Россией и Грузией, а это будет означать, что Кремль уже не сможет сам быть посредником в урегулировании местных региональных конфликтов. Разумеется, Саакашвили устраивают оба варианта.

Но вряд ли они подходят для России, а также для Абхазии и Южной Осетии. Например, Абхазия намерена выждать, чем же закончится российско-грузинский конфликт. В Сухуми приняли в понедельник решение прекратить всякие переговоры с Тбилиси до тех пор, пока грузинские войска не покинут территорию Кодорского ущелья. Таким же образом решено поступить в Цхинвали. Как заявил югоосетинский президент Эдуард Кокойты, его республика «вслед за Абхазией приостанавливает переговоры». Правда, как сообщили в государственном комитете по печати и информации Южной Осетии, пока это решение официально не принято.