Сбт, 20
12°
Вск, 21
18°
Пнд, 22
16°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.78 20/04 16:35
Нал. EUR 98.70 / 94.78 20/04 16:35
Валерий БОРИСОВ, журналист, доцент Рязанского госуниверситета: – «Жить не по лжи!»

– Это про Анну Политковскую. Открывая «Новую газету», искал под статьей знакомую фамилию, начинал с ее публикаций. Как всякий журналист, много лет работавший в зоне «вооруженных конфликтов», отчетливо представляю, сколько любви к людям, риска, мужества, благородства стоит за строчками ее репортажей и журналистских расследований.

Сколько же человеческих бед, несправедливости и боли пропустила через свое сердце эта прекрасная, рано поседевшая женщина. Так получилось, что во время первой чеченской кампании, где я провел полгода, наши пути не пересеклись. А во время второй чеченской войны, когда Анна, по-моему, не вылезала из командировок на Северный Кавказ, я читал ее горькие репортажи в «Новой газете», работая в Белграде, снимая кровавые будни югославской трагедии.

Познакомиться пришлось только в Рязани, в 2001-м. На встрече Политковской со студентами филфака педуниверситета оказалось, что я прекрасно знаю ее родную сестру Лену, с мужем которой – Юрой Кудимовым, корреспондентом журнала «Новое время» – мы работали на гражданской войне в Никарагуа, прошли Сальвадор, Гватемалу, Панаму – все горячие точки Центральной Америки в конце 90-х годов.

Далеко не все могли согласиться и принять резкий и бескомпромиссный стиль ее публикаций. Для Анны было неважно, кто нарушил права человека – работники спецслужб, офицеры федеральных войск, боевики или представители власти любого уровня. Рыцарь без страха и упрека, она смело бросала вызов негодяям любых властей и рангов. Студенты спросили ее на встрече: «Не слишком ли мрачно, в черных тонах, видите вы жизнь?». Она пожала плечами: «Я зеркало. Надеюсь, не кривое. И отражаю тот мир, который вокруг меня. Хотелось бы писать светлые материалы, но, увы…»

Анну ненавидели не только те, у кого руки в крови русского и чеченского народов, ее не воспринимали и так называемые «государственники» и «патриоты», считая, что Политковская льет воду, простите за банальность, на мельницу западной демократии. А нет ее, «западной» или какой-то особенной «российской». Демократия – или она есть, или ее нет! И многие недоброжелатели, узнав о международном признании, вышедших за рубежом книгах, работе в комитете по правам человека Евросоюза, многозначительно говорили: «Да всё понятно, работает на свой имидж, чтобы зацепиться на Западе». А Политковская, даже когда звучали угрозы, ее жизнь была в опасности, вновь и вновь ехала в Чечню, на Северный Кавказ.

Когда меня спрашивают студенты: «Зачем вы снимали войну?», я отвечаю, как бы пафосно это ни звучало: «Чтобы не было войны!» Наверное, сверхзадача Журналиста с большой буквы, красивой и хрупкой женщины Анны Политковской заключалась в желании сделать наш мир чуть-чуть лучше, добрее, справедливее. И даже ценой собственной жизни ей это удалось.

Юрий БОГОМОЛОВ, председатель рязанского «ЯБЛОКА»:

– Российская журналистика понесла тяжелую утрату. Убита известная журналистка, женщина, мать Анна Политковская. С учетом других громких преступлений и событий последних месяцев возникает тревожное чувство, что власть серьезно недорабатывает, не справляется с выполнением своих обязанностей. В этой связи считаю необходимым обратить внимание здоровых сил общества на следующее.

У преступников не должно создаваться впечатление, что, убив одного человека, они решают все свои проблемы. Здоровые силы общества должны сплотиться и работать еще более активно и бесстрашно. Хотел бы обратиться к представителям силовых ведомств. Уважаемые господа, вы многое можете, но, вероятно, и у вас есть свои трудности. О проблемах надо открыто говорить, только тогда они будут решаться. Если не будет гласности – это тупик. К сожалению, в последние годы власть планомерно уничтожает возможности открытого обсуждения проблем, заменяя многообразие мнений чистой пропагандой, планомерную профессиональную работу – сомнительными разовыми кампаниями. Нельзя сидеть, сложа руки. Такому положению дел надо сопротивляться.