Птн, 19
17°
Сбт, 20
13°
Вск, 21
18°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.78 19/04 18:30
Нал. EUR 100.50 / 95.10 19/04 18:30
Руки на пульте
На конкурсе «Лучший по профессии» среди работников дочерних предприятий ТНК-ВР в трех из четырех номинаций победили работники РНПК.

В августе на конкурсе профмастерства «Лучший по профессии» среди работников дочерних предприятий ТНК-ВР, прошедшего на базе Рязанской нефтеперерабатывающей компании, в трех из четырех номинаций победили работники нефтезавода: лучшими операторами технологических установок признаны Алексей Суворов и Алексей Балакин, прибористом – Андрей Уклейкин, электромонтером – Игорь Хломко.

На торжественном награждении победителей в отеле «Форум» представители региональных властей, руководители ТНК-ВР и РНПК говорили о том, что профессионалы нужны российской промышленности как никогда, и победители этого конкурса, образованные и высококвалифицированные люди, - настоящая элита рабочего класса России.

Алексей Суворов, старший оператор установки гидроочистки вакуумного газойля (ГВГ) РНПК победил в конкурсе ТНК-ВР в третий раз.

На фоне мониторов

Единая операторная в административно-бытовом здании 2-го цеха РНПК похожа на центр управления полетами: внимательные лица старших операторов, следящих за технологическими процессами и работой оборудования. Здесь находятся пульты управления несколькими установками комплекса глубокой переработки нефти. А за стенами – печи и реакторы, компрессоры и насосы, резервуары и километры трубопроводов.

«Сидя за пультом, ты так или иначе своими действиями влияешь на качество продукта, - отметил Алексей Суворов, отвечая на вопрос, почему считает свою работу не однообразной, а, наоборот, творческой. - Когда видишь результат, что все анализы продукции за твою смену соответствуют стандарту, испытываешь удовольствие. К нам приходит газойль с установок первичной переработки нефти, мы ведем его гидроочистку, отбираем побочные продукты – дизельное топливо и бензин - и отправляем на другие установки, а газойль – на каталитический крекинг. По показаниям приборов отслеживаем параметры процесса, контролируем работу оборудования. Мое дело – вовремя реагировать на эти показания. И если есть отклонения, я принимаю меры. Если отклонения вызваны поступающим к нам сырьем, сообщаю об этом диспетчеру завода и по согласованию с руководителями изменяю, например, температурный режим в реакторе. Путем регулирования различных параметров поддерживаю качество продукции, у нас это называется вести технологический режим. Это дело ответственное».

Мне интересно

Производство нефтепродуктов – процесс взаимосвязанный, и «неглавных» установок на заводе нет. Среди квалифицированных операторов РНПК немало тех, кто работает на одной установке по 20-30 и больше лет. У Суворова подход другой – ему должно быть интересно осваивать сложный процесс.

На работу в РНПК Алексей Суворов пришел с комбината химического волокна. Там много лет работали его родители – инженеры-технологи. Но КХВ разваливался, и Алексей стал искать стабильное место. Нужно было кормить семью и работать по профессии (Суворов уже заканчивал заочно вуз) - эти две причины показали одно направление - нефтезавод. Но сначала Суворова взяли в ремонтно-механический цех, на технологическую установку 24/6 попал только через полгода. За три года дошел до 5-го разряда, это уже был «потолок».

«Во время обходов установки, когда поднимался на высоту, видел, как строится комплекс глубокой переработки нефти. А установка ГВГ была, можно сказать, венцом грандиозной модернизации завода. Строили быстро: вчера смотрел – было ровное место, а сегодня - уже труба стоит. Пошел к начальству и попросился туда. Мне очень хотелось работать на сложном процессе – гидроочистке. Сейчас на заводе строится новый комплекс гидроочистки, это позволит отбирать из нефти больше светлых нефтепродуктов, и мне это тоже интересно. У меня до сих пор есть такое, возможно, детское удивление: почему на входе один продукт, а на выходе – совсем другой? Как это происходит? Хочется же понять, - рассказал Алексей.

В технической библиотеке РНПК формуляр Алексея Суворова ярко иллюстрирует его интересы: автоматизация процессов, аппараты, глубокая переработка нефти, экономика нефтеперерабатывающей промышленности, гидроочистка. Еще любимый вид чтения у Суворова – инструкции. На заводе бытует поговорка: если что-то не получается в работе – значит, ты пропустил инструкцию. Технологии и оборудование на заводе постоянно совершенствуются, и если регулярно не читать об этом документацию, быстро отстанешь от технического прогресса. А инструкции по охране труда и промышленной безопасности на таком предприятии желательно знать дословно, поскольку многие из них написаны кровью.

И тут подошел Суворов

Начальник установки ГВГ Алексей Груздев прассказал о следующем случае. «Мы с Алексеем Суворовым работаем вместе с пуска установки, с 2005 года. И был такой эпизод. Я и еще один оператор пошли с приглашенными специалистами пуско-наладки на аппаратный двор. Пускачи, люди серьезные, опытные, сказали: «Давайте, открывайте задвижку, надо набирать давление». И тут, на наше счастье, подлетел Суворов: «Стоп, вы чего делаете?!» Оказывается, давление в системе уже было, он это увидел на мониторе. Вот бы мы крутанули!... Я тогда был недавним студентом и подумал: Суворов опытней даже пускачей, за всем успевает следить - крутой чувак, я тоже таким буду. А говоря серьезно, его внимательность и организованность, его знания установки и процессов уникальны. Когда бригада Суворова заступает на смену, после пятиминутки безопасности он раздает конкретные задания: двое сейчас идут на обход установки, еще двое, если зима, чистят дорожки и разбрасывают песок, еще кто-то пойдет проверять, например, средства пожаротушения, а кому-нибудь скажет: «Ты уже полгода работаешь? Иди, рисуй мне схему блока» и так далее. Часто ребят не дергает, но без дела никто не сидит, Суворов не любит, когда они просто так находятся в своей полевой операторной. Оборудование сложное, за ним надо постоянно следить, вовремя на все реагировать – это основа безаварийной работы. А кроме того, нужно поддерживать порядок на территории установки. Когда бригада Суворова сдает вахту сменщикам, за ними никаких хвостов.

Я начинал в этой бригаде, Алексей был моим наставником, так что «школу Суворова» я прошел. От него старшими операторами ушли в другие бригады человек десять. И теперь, когда к нам приходят новички или студенты на практику, я обычно определяю их к нему в бригаду, знаю, что через пару месяцев парни изучат один из блоков установки, и их можно будет допускать к самостоятельной работе. Причем Алексей обучает подопечных и в теории, и в практике одинаково подробно и строго: и схемы они чертят, и инструкции по безопасности штудируют, и все оборудование руками прощупают. А если кто заноет, что старший достал своей требовательностью, отвечаю: потом благодарить будешь, что за бесплатно мастер-класс прошел.

Когда я ухожу в отпуск, за себя оставляю Суворова. Почему Алексей сам не идет по служебной лестнице? А его назначали начальником смены в единой операторной. Опытный, другие установки знает, берет на себя ответственность в сложных ситуациях. Около года Алексей продержался, а потом говорит - все, возвращаюсь на установку. Сменой руководить – это работа, как у нас говорят, философская. А ему нужна живая: над режимом работать, вносить свои коррективы, во все новое вникать, держать руки на пульте. Сейчас вот смотрит в сторону нового гидрокрекинга, там давление будет выше, чем у нас – ему это интересно».

Несерьезный портрет

Каждого сотрудника из бригады Алексея Суворова попросили охарактеризовать бригадира сказать одной фразой. Серьезно у них не получилось, как объяснили, «пафосно говорить отродясь не умеем». В итоге портрет получился такой:

«За несоблюдение правил безопасность гоняет. Последний раз по поводу того, что один наш товарищ закрытые очки не надел на установке, чуть не уволил его! Просто зверь. Вы, говорит, дороги мне живыми и невредимыми. Вот уедет Алексей с женой и сыном в отпуск на Урал, на своих горных лыжах кататься, тут-то мы и отдохнем от его воспитания. Ага, а потом доложим, кто без него правила безопасности нарушал. Хитрый он. На рыбалку с собой берет, а потом тебя же работой больше всех нагружает, как будто ты и не друг ему. Бригадир у нас справедливый. Когда премию распределяют, по-честному всех оценивает. А за свою премию не бьется, сколько дали – спасибо. Он сорокалетний, а играет за цех в футбол лучше, чем двадцатилетние. Ума палата! Как только в его голове столько инструкций умещается? А мне больше всего в Суворове нравится его иномарка. Пока наш Леха участвует в конкурсах, парням из Саратова, Оренбурга и других заводов победы не видать! Наш завод - чемпион!»

Прямая речь

Алексей Суворов: «Если коротко сформулировать, каким должен быть современный рабочий, то, на мой взгляд, первое – это иметь высокую квалификацию: навыки, образование, производственный кругозор, и постоянно обновлять знания. Второе – работать не только за деньги, но и из чувства здорового патриотизма по отношению к своей бригаде, установке, заводу, городу. Третье – вести здоровый образ жизни, пользоваться всеми возможностями, чтобы семья жила и отдыхала полноценно, давать детям хорошее образование».