Птн, 26
19°
Сбт, 27
18°
Вск, 28
16°
ЦБ USD 92.13 -0.38 26/04
ЦБ EUR 98.71 -0.2 26/04
Нал. USD 93.00 / 94.34 25/04 18:30
Нал. EUR 95.00 / 94.34 25/04 18:30
Мужики в телогрейках и менеджеры в лимузинах. Вице-президент ТНК-BP развеял мифы о нефтяниках

Существует два стереотипа о нефтяниках. Первый: мужики в телогрейках на сорокаградусном морозе ремонтируют буровую установку посреди тайги. Второй: менеджеры в золотых лимузинах с чемоданами денег. О том, насколько оправданы эти представления, что такое современная «нефтянка» и какие перспективы открываются перед молодым специалистом, избравшим работу в этой отрасли, мы беседуем с вице-президентом компании ТНК-ВР Андреем Владимировичем Яновским.

А. Яновский: Стереотипы всегда возникают от недостатка знаний. Мужики в телогрейках из телерепортажей 70-х годов устарели лет на сорок, а карикатурных клерков из кино вообще никогда не было в реальности. Современные нефтяники это высококвалифицированные специалисты, работающие в высококонкурентной среде на сложном производстве с уникальным оборудованием. Если посмотреть на буровую установку на шельфе, мы увидим современный технический комплекс по сложности не уступающий космическому кораблю. На месторождении в Сибири совершенно другая картина: скважины, трубы, насосы, датчики. Все управляется из единой диспетчерской, а сверху летает беспилотный аппарат и контролирует целостность системы. Чтобы обслуживать такое оборудование, необходимо обладать набором серьезных технических знаний. Человека без высокой профессиональной подготовки никто просто не подпустит к буровой.

Высококлассные специалисты нужны всем работодателям. Многие компании сразу указывают, что им требуется сотрудник с «опытом работы на аналогичной должности от трех лет». Принимают ли в компанию ТНК-ВР вчерашних выпускников?

А.Яновский: Мы берем людей не после студенческой скамьи, а прямо с нее. Идем в вузы, вовлекаем ребят в «облако» ТНК-ВР, за время обучения несколько раз взаимодействуем со студентами, чтобы как можно раньше вовлечь их в конкретную специальность. Приглашаем студентов на оплачиваемую практику, даем возможность получить реальные знания, «покрутить гайку». Затем выбираем наиболее соответствующих тому или иному направлению, включаем их в целевые программы подготовки.

В региональных вузах есть кафедры, которые открыты по инициативе и при поддержке компании, а подготовку по наиболее дефицитным для нас специальностям ТНК-ВР берет полностью под свой патронаж.

В прошлом году мы начали готовить специалистов в Рязани. По инициативе ТНК-ВР при личной поддержке главы региона Олега Ковалева на базе Рязанского государственного радиотехнического университета было открыто направление «Химические технологии». Компания вложила значительные средства в оснащение материально-технической базы вуза. Для студентов-нефтехимиков подготовили просторную аудиторию и опытную лабораторию, оборудованные современной техникой. К следующему учебному году планируется ввести в эксплуатацию еще одну опытную лабораторию. Мы рассчитываем, что Рязань станет для нас «кузницей кадров» не только для Рязанской нефтеперерабатывающей компании, но и для других предприятий, входящих в группу компаний ТНК-ВР.

С 2007 года действует программа целевой подготовки студентов, которая позволяет ТНК-ВР иметь гарантированный приток молодых специалистов по ключевым для нас техническим специальностям. Это: геология нефти и газа, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, химическая технология топлива и углеродных материалов, машины и аппараты химических производств, машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов, бурение нефтяных и газовых скважин, энергетика. Только за 2011 год мы инвестировали в программы работы с вузами по подготовке будущих молодых специалистов полмиллиона долларов.

Какую отдачу дают эти инвестиции?

А.Яновский: Ежегодно мы принимаем в компанию порядка 400 специалистов, подготовленных при нашей поддержке.

С чем связана необходимость такой плотной интеграции с вузами?

А.Яновский: 20 лет назад ВУЗы давали хорошую подготовку. Даже человек, не имевший во время обучения возможности проходить стажировку, попав на производство, мог быстро адаптироваться. Сегодня возник разрыв между теорией и практикой. ВУЗы продолжают давать ту же подготовку, что в 70-е годы. Когда человек оказывается на месторождении, он видит незнакомое оборудование. Мы стараемся сократить разрыв между вузом и реальностью. Мы сформировали задание к студентами и преподавателям, где показали какую материально-техническую базу и технологические
элементы должен знать молодой специалист. На базе РГУ нефти и газа им. Губкина создан межвузовский центр, где повышают квалификацию преподаватели. Активно работаем с Тюменским нефтегазовым, Самарским техническим, Уфимский нефтяным техническим и Иркутским техническим университетами. Приглашаем студентов 3-4 курса в компанию и включаем в программу «три горизонта».

Поясните, о каких горизонтах идет речь?

А.Яновский: «Три горизонта» это корпоративная программа развития молодых специалистов в ТНК-ВР. Ее этапы: «Я и моя Компания», «Я и моя профессия», «Я и моя карьера». Когда человек учится в вузе, мы
помогаем ему определиться со специализацией. Когда специалист приходит в компанию, он работает попеременно две недели на месторождении, две недели в Тюменском научно-техническом центре. Это позволяет объединить в одно целое знания, полученные в ВУЗе и то, что он видит на месторождении. Действует программа наставничества. Более 500 опытных специалистов передают свои знания молодым коллегам. Критерием выхода специалиста из этой программы для нас является способность принимать
самостоятельные решения. Программа заканчивается через три-пять лет после того, как человек приходит в компанию. Все это время мы уделяем ему внимание, воспитываем, учим, заботимся о том, чтобы ему было интересно развиваться.

В чем конкретно состоит эта забота?

А.Яновский: В ТНК-ВР есть жилищная программа для молодых специалистов частично покрываемая за счет компании. В Нижневартовске, где были сложности с устройством детей в дошкольные учреждения, мы в 2011 году способствовали запуску детского сада. Есть единовременные денежные выплаты по случаю свадьбы, рождения ребенка и так далее. Ежегодно в сентябре проводится общекорпоративная спартакиада по семи видам спорта.

Действует Сообщество молодых специалистов. Есть интернет площадка, которая называется «портал знаний», где размещены порядка 250 постоянно обновляемых тренингов. Эту площадку используют как молодые специалисты, так и инженеры с опытом. Это место, где можно проверить свою квалификацию, оценить себя, понять, на что ты можешь претендовать. Плюс там можно заявить техническое предложение, показать себя всей компании и тебя реально заметят. Каждый год проводятся конкурсы проектов среди молодых специалистов. Авторы проектов на рассмотрение в Москву, а в церемониях награждения лучших участвуют вся компания от линейного менеджера до председателя совета директоров.

Как компания относится к переходу специалиста из одного подразделения в другое?

А.Яновский: У нас есть целая система стимулирования горизонтальных перемещений. Для нас важно, чтобы люди перемещались в компании, становясь все более грамотными. Ведь, что думает каждый молодой специалист? «Я хочу вырасти и стать вице-президентом компании!». Для этого мы разработали модель компетенций для каждой должности в компании. Далее мы рисуем возможные карьерные маршруты для каждого человека. Чтобы каждый, понимал какие навыки и знания он должен набрать
для занятия новой должности. В этот процесс вовлечены линейные руководители и лидеры функциональных дисциплин, определяющие уровень профессионализма наших сотрудников. Идет постоянный диалог о том, какой кадровый резерв у нас есть, какую мы видим возможную карьеру для
каждого специалиста на ближайшие пять лет и какой индивидуальный план развития надо составить для того, чтобы это стало реальностью. На выходе мы имеем план перемещений на следующий год и индивидуальные планы по развитию.

Какие возможности у молодого специалиста есть для роста вверх?

А.Яновский: Наша политика развития кадрового потенциала рекомендует руководителю находиться на должности три-пять лет. За это время он должен полностью разобраться в том, что делает и либо вырасти как управленец, либо сместиться по горизонтали, чтобы получить новые знания. Так компания обеспечивает возможности роста специалистов и стимулирует их к постоянному развитию.

Сегодня лишь немногие абитуриенты поступают на инженерно-технические специальности. Как можно исправить этот перекос?

А.Яновский: Действительно, в России в год выпускается 100 тысяч студентов, из них 10 тысяч инженеров и только 3 тысячи из них пригодны для нефтегазовой отрасли. Значит, нужно работать с ребятами еще в школе, еще в 9-11 классах показать те огромные возможности, которые они имеют. Мы начали работать в этом направлении. Например, в Первомайском районе Оренбургской области, где расположено Зайкинское газоперерабатывающее предприятие, мы охватили несколько школ. Теперь
хотим распространить этот опыт, выйти в школы во всех регионах присутствия нашей компании.

Замечу, мы сотрудничаем не только с вузами и школами, но и с учреждениями среднего специального образования. В Рязани мы выбрали два колледжа, где при участии городского департамента образования,
мэрии и администрации области открыли подготовку по необходимой нам рабочей специальности.

В России много нефтяных компаний. Какие принципиальные преимущества получает молодой специалист, выбрав именно ТНК-ВР?

А.Яновский: Прежде всего, это та атмосфера, которую мы пытаемся создать, и возможности, которые даем молодым специалистам. У компании есть четко сформулированные ценности - лидерство, результативность, безопасность и добросовестность. Если ты по настоящему разделяешь эти ценности, и четко следуешь им в своей работе, перед тобой открываются безграничные горизонты.

На правах рекламы