Птн, 19
17°
Сбт, 20
13°
Вск, 21
18°
ЦБ USD 94.09 -0.23 19/04
ЦБ EUR 100.53 0.25 19/04
Нал. USD 94.50 / 94.49 19/04 16:20
Нал. EUR 100.60 / 95.10 19/04 16:20
Ксения Данииловна Ключникова
Еще об одной семье, пострадавшей во время Великой Отечественной войны, рассказала наш редактор Ирина Орлова. В годы войны в оккупированном немцами селе Нижнедевицк Воронежской области оказалась ее прабабушка Ксения Данииловна.

Еще об одной семье, пострадавшей во время Великой Отечественной войны, рассказала наш редактор Ирина Орлова. В годы войны в оккупированном немцами селе Нижнедевицк Воронежской области оказалась ее прабабушка Ксения Данииловна. После того, как ее муж ушел на фронт, на руках у Ксении Данииловны остались двое детей, и деваться было некуда.

Немцы пришли в Нижнедевицк летом 1942 года. Частично в состав оккупировавших войск также входили итальянцы и венгры, последних еще называли «мадьяры». В южном направлении отправили айнзатцгруппы – оперативные карательные отряды, в задачи которых, среди прочего, входило убийство расовых и политических врагов рейха. Список лиц, подлежавших уничтожению, включал евреев, цыган, а также советских государственных и партийных работников.

Оккупация Нижнедивицка продлилась восемь месяцев. Дом Ксении Данииловны был самым большим в селе, поэтому немецкие подразделения сразу же определили его под штаб. Захватчики, как ни странно, были настроены довольно дружелюбно по отношению к местному населению, и с ними всегда был переводчик. Зайдя в дом, они первым делом спросили у трехлетнего сына хозяйки Валеры: «А где твой папа?» И мальчик ответил: «Гитлера бьет». Семье повезло, что переводчик не стал переводить этот ответ, и Ксения Данииловна с детьми на несколько месяцев осталась под одной крышей с врагом.

Дом Ксении Данииловны был самым большим в селе, поэтому немецкие подразделения определили его под штаб

Одним из самых драматических и рискованных моментов за это время стал случай с советским летчиком. Он сбежал из лагеря военнопленных неподалеку, и первым домом, который попался на его пути, оказался именно штаб. К счастью, на тот момент немцев в доме не было, и Ксения Данииловна укрыла летчика в подвале. Довольно долго тайком она носила ему еду, сознательно рисковала жизнью своей и своих детей, но в душе ее теплилась надежда, что ее супругу кто-нибудь тоже поможет, так же укроет его и спасет. Прячась от немцев, они выжидали момент, когда пилота можно будет отправить в скрывавшиеся в лесу партизанские отряды. Ксения Данииловна раздобыла летчику одежду косца, и в один прекрасный день ему все же удалось вырваться к своим. Остался он жив или нет, к сожалению, неизвестно. Но семья Ирины искренне верит, что его потомки знают, как советскому летчику однажды помогла жительница Нижнедевицка.

Оккупация села завершилась 30 января 1943 года. Этот день семьи запомнила на всю жизнь. Конец января выдался необычайно морозным, и немцы с венграми начали замерзать. А сибирские красноармейцы неожиданно вошли в Нижнедевицк на лыжах. Разразившаяся битва была тяжелой, вражеские подразделения вели обстрел прямо из штаба, но сибиряки все же одержали победу и в конце концов увели пленных захватчиков из села.

Нельзя сказать, что за время оккупации жители Нижнедевицка умирали от голода или массовых расстрелов. Немцы кормили селян, но Ксения Данииловна не разрешала своим детям есть то, что они давали. В первую очередь потому, что много слышала об отравленной пище и газовых камерах, и просто боялась, что детям могут причинить вред. Храбрая мать не прекращала вести свое хозяйство, поэтому кормить детей она решалась только тем, что вырастила сама, и обменивала на еду вещи из дома.

Немцы кормили селян, но Ксения Данииловна не разрешала своим детям есть то, что они давали

Под угрозой оказались и молодые девушки, оставшиеся без защиты. Для отворота от себя молодые воронежские красавицы пугали немцев своим болезненным видом. Летом в тех местах был хороший урожай ягод, и смекалистые девушки делали из них кашицу и накладывали ее на лицо. Застывшая корочка очень сильно напоминала язвы – немцы боялись заразиться и не подходили к ним.

Случались, правда, в селе трагические несчастные случаи, когда по ошибке или из страха немцы расстреливали подозрительно шуршащие кусты, в которых на самом деле просто играли дети.

Своего мужа с фронта Ксения Данииловна так и не дождалась. Он погиб под Смоленском в 1943 году. Замуж еще раз она так и не вышла, но до конца своей жизни помогала тем, кто вернулся с фронта – работала в органах власти, добивалась пенсий для фронтовиков и семей погибших в боях. Умерла Ксения Данииловна в 1982 году.