Птн, 19
17°
Сбт, 20
13°
Вск, 21
18°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.49 19/04 16:50
Нал. EUR 100.60 / 95.10 19/04 16:50
Вслед за телом. Чему может научить контактная импровизация
«Контактная импровизация, прежде всего – это вид танца. Но это и психологическая работа, и социальная адаптация, и удовлетворение кинестетического голодания, и просто общение... На каждом занятии происходят открытия. И это намного приятней, интересней, эффективней, чем походы к психологу».

В пятницу, 18 февраля, в гостях у программы «Время местное» на радио «Маяк – Рязань» побывал организатор студии контактной импровизации в Рязани, танце-двигательный терапевт Александр Судаков (на фото - именно он).

Словосочетание «контактная импровизация» само по себе не говорит ни о чём. Что это такое?

Контактная импровизация – это очень ёмкое понятие. Начнем с того, что контактная импровизация, прежде всего – это вид танца. И через танец, через движение люди лучше могут понять себя, избавиться от каких-то блоков, зажимов, напряжённостей и суметь лучше коммуницировать и с собой, и с другими людьми. Умение лучше общаться в социуме и получать просто больше радости и приятных ощущений от жизни.

Поскольку присутствует слово «импровизация» и речь идёт о танце, значит, это, очевидно, какой-то импровизационный танец, который человек без каких-то заученных движений, то есть по ходу дела, творит непосредственно в сам момент танца?

Да, всё верно. «Контактная» означает, что есть два партнёра или больше. «Импровизация», соответственно - что не заучиваются никакие движения, и человек двигается спонтанно. Если человек двигается один, то речь идет о контакте с пространством. Но всё-таки чаще это два партнёра, и у них есть точка контакта.

Но под это определение, по-моему, подпадают абсолютно любые танцы на дискотеках. Когда ты приходишь на дискотеку, не умеешь танцевать, и делаешь там, творишь всё что угодно в контакте с партнёрами, тебя окружающими.

Как я уже сказал, назвать контактной импровизацией можно практически всё. Если погрузиться в этот мир, то потом уже всё рассматриваешь через эту призму. Но здесь, во-первых, отличие в атмосфере, во-вторых, в контактной импровизации большинство движений направлены на расслабление. А на дискотеке больше движений идёт от напряжения, от каких-то заученных движений, от движений, которые люди где-то видели. А не от тех движений, которые хочет тело. На наших занятиях, во-первых, есть упражнения, которые помогают расслабить тело и позволить ему двигаться так, как оно само хочет, и во-вторых, свободные танцы, когда люди уже двигаются без каких-то конкретных указаний. Это похоже на морозные узоры на стекле. Эти узоры могут быть совершенно уникальны, и каждый танец, каждое движение уникально и настолько красиво, что можно просто смотреть на него и радоваться.

Почти каждый человек дома совершает какие-то танцевальные движения. Убирает, например, квартиру – включает музыку, танцует. Или в другие моменты. Естественно, эти движения не являются традиционными танцевальными па – это просто что в голову придёт. Выглядит это, если посмотреть со стороны, не очень эстетично в большинстве случаев. Контактная импровизация чем отличается?

Любой наш диалог, взаимодействие с нашим телом, пусть это и выглядит не очень красиво – это всё равно здорово, когда мы через тело выражаем себя. А отличается это от наших занятий тем, что во время занятия я даю какие-то задания, которые следует делать для того, чтобы движения были более изящными, красивыми, эффективными, и чтобы человек через них узнавал свои возможности. Что его тело может двигаться очень красиво. Наш мозг очень быстро учится, и узнавая о возможной изящности движений, человек начинает даже в обычной жизни двигаться намного более грациозно.

И, конечно, это взаимодействие в группе: всегда есть другие участники, с которыми также можно контактировать. Вот это главное отличие: здесь мы говорим про взаимодействие людей. Человек – это социальное существо. Правда, у некоторых людей есть возможность контактировать с другими только грубыми способами, такими как драка. А здесь мы предлагаем взаимодействие человека с человеком более нежное, приятное и дающее большие возможности.

А чем импровизация тогда отличается от традиционного танца? Танец тоже предполагает взаимодействие с партнёром, вплоть до очень тесного контакта в некоторых танцах, наполненного телесными, эротическими эмоциями. Чем в этом смысле отличается контактная импровизация?

Можно сказать, что контактная импровизация больше рассчитана на физику, чем на химию. Сейчас поясню. Эротический танец рассчитан на то, что во время него возникают различные эмоции, сексуальное желание. Контактная импровизация – это физическое взаимодействие двух тел. И это взаимодействие может происходить не только с одним, любимым, человеком, хотя оно наполнит жизнь партнеров бо’льшими переживаниями, ощущениями и так далее. Это может происходить и с другими людьми тоже, и это обогащает жизнь человека. Вот мы пожимаем руку – это физический контакт. А когда нет физического контакта – рукопожатий, объятий и любого другого, – то у многих людей начинается кинестетическое голодание. Желание прижать к себе кого-нибудь или просто чтобы было с кем-то вот такое физическое взаимодействие. Но кроме того, что человек получает у нас на занятиях все эти ощущения, он также обогащает свою жизнь и вне рамок этих занятий. В обычной жизни он становится более социальным, умеет лучше налаживать контакты с другими людьми.

Если в танце участвуют два или более партнёров, и каждый из них импровизирует, то они должны не только выражать себя, но и улавливать самовыражение своих партнёров. Танцующие, таким образом, неизбежно должны приходить к какому-то общему знаменателю, к компромиссу.

Одна из очень важных тем контактной импровизации – это лидерство и следование за человеком. В каждом танце мы можем увидеть, что есть человек, который больше лидирует, и есть человек, который больше следует.

Как и в жизни.

Да. Это очень красивая метафора жизни: в любых отношениях есть человек ведущий и ведомый. И мы можем научиться и лучше вести за собой людей, и лучше следовать, слушать другого человека.

Такая вещь, как взаимодействие, причём физический контакт с другим человеком в танце, да ещё без заученных движений, а когда от тебя требуется свободная импровизация – я думаю, очень-очень многих людей пугает. Что бы вы сказали людям, которые хотели бы заняться танцами, раскрепостить своё тело, но именно такое описание ваших занятий является для них пугающим.

Что может быть проще, чем предложение: «Делай что хочешь»? Во-первых, ты свободен. Во-вторых, вы можете быть свободны в рамках тех упражнений, которые я даю. Имея ограничения, быть свободным ещё проще. Поэтому просто нужно прийти и попробовать.

Сколько существует ваша студия?

Полтора-два года.

Не так много ещё. А кто к вам приходит? Требуется какая-то начальная танцевальная подготовка или общая физическая?

Подготовка не требуется, и, больше того, многим людям с танцевальной подготовкой мешает то, что они умеют двигаться только в рамках тех движений, которым их научили. Но если они приходят, то это им очень помогает открыть новые возможности своих движений, своего тела. И это помогает им расслабиться, потому что у профессиональных танцоров всегда есть какие-то профессиональнее травмы, какие-то напряжения, от которых они не могут избавиться. Сейчас я планирую проводить даже специальные тренинги для танцоров и хореографов.

А если человек не в самой лучшей физической форме? Допустим, не очень строен, имеет пузцо, или, скажем, женщина после родов, у которой еще живот не спал или которая набрала вес во время беременности? Вот таким людям можно заниматься контактной импровизацией, или всё-таки надо сначала подтянуть себя немножко?

Однозначно, можно заниматься. Просто тело будет накладывать сначала какие-то ограничения, но контактная импровизация сможет помочь в том числе и в этом. Дело в том, что упражнения помогают структурировать тело таким образом, что оно начинает и лучше выглядеть со стороны, и лучше принимать и передавать вес. Есть много упражнений на работу с весом, когда два партнёра передают друг другу вес. И если мы умеем правильно структурировать своё тело, то маленькая девочка может удержать на себе большого мужчину.

Да вы что.

Да, да, это действительно правда.

Как вы сказали, основная суть контактной импровизации в том, чтобы давать телу делать, что оно само хочет…

Вы знаете, каждый находит сам свою суть в контактной импровизации, потому что в ней очень много аспектов. Это и психологическая работа, такая проработка через тело, это и социальная адаптация, социальная реализация, это и удовлетворение кинестетического голодания, и просто общение в коллективе – можно найти тысячи плюсов.

А как понять, что твоё тело само хочет? По-моему, тело хочет только расслабиться, когда ему тяжело и когда оно устало, или, когда очень долго насидишься, хочется встать, размяться, подвигаться, может быть, побегать. А чтобы тело хотело чего-то в танце – разве это не от головы идёт, разве не мы управляем своим телом и говорим ему, чтобы оно делало то-то или что-то? Откуда у него берутся собственные желания?

Хорошо, если мы сможем равноправно взаимодействовать и с телом, и с головой. Тогда тело сможет выразиться – хотя бы для того, чтобы лучше расслабляться, уметь быть расслабленным. Хотя в русском языке слово «расслабленный» идёт от слова «слабый», поэтому мне больше нравится в английском: «to relax», это немного другие значения. Хорошо, когда мы можем распознать сигналы нашего тела и перевести их на язык, которым мы мыслим. Тело, возможно, и говорит: «Пожалуйста, подвигайся немножко», но мы это воспринимаем только как шум. И когда мы начинаем заниматься какими-то телесными вещами – не только контактной импровизацией, а любыми вещами, в которых присутствует импровизационный момент, то мы учимся своим телом выражать себя, свои мысли, чувства, ощущения.

Кто приходит к вам на занятия – какого возраста люди, какого рода деятельности?

Возраст примерно от 16 до 38 лет, род занятий – совершенно разнообразный.

Среди них больше людей, которые как-то физически уже подготовлены, либо тех, для которых ваши занятия являются в жизни первой после школьных уроков физкультуры физической нагрузкой?

Примерно пополам тех других.

Сколько людей остаётся из тех, кто приходит?

Остаются примерно 60 процентов. Это вещь новая для очень многих людей, то, чем они никогда раньше не занимались. И когда они видят, что от этого можно получать очень приятные ощущения, то почему бы не остаться.

У вас есть какое-то постоянное место для занятий или вы снимаете разные спортивные залы?

У нас есть место для занятий. Это очень приятное место – языковой центр «Евросоюз», он находится на Соборной, дом 52. Там приятная очень атмосфера, присутствует желание того, чтобы людям было хорошо и интересно в этом месте.

К вам приходят, наверное, люди не только пока или уже одинокие, но и семейные или просто пары. А контактная импровизация, как вы рассказали, требует очень тесного взаимодействия в танце со своим партнёром. Не возникает ли конфликтов в парах, когда партнёр танцует с кем-то другим, входит в такой тесный телесный контакт?

Во-первых, нет такой необходимости – разделяться. Если приходит пара, она может всё занятие провести вместе. Хотя это и нежелательно, потому что это такое социальное ограничение – что человек не может физически контактировать с кем-то, кроме своего партнёра по отношениям. И очень хорошо, когда это ограничение снято в паре, потому что жизнь очень сильно обогащается, когда люди могут, скажем, обнять другого человека. За этим может не стоять никаких сексуальных подтекстов и так далее.

Когда контактная импровизация возникла как явление, как вид? Когда человечество осознало потребность в такой форме самовыражения?

Она возникла ещё в 72-м году в Америке, её создателями были Стив Пэкстон и Нэнси Старк Смит. Они изучали возможности взаимодействия человеческих тел: падали друг на друга, прыгали и всячески экспериментировали, а потом совершали тур по Америке с показательными выступлениями. И после этого возникла серия тренингов, мастер-классов. И чуть позже, как всегда, с небольшим запозданием, контактная импровизация пришла в Россию и сейчас преподаётся в очень многих городах.

Вы сами как к ней пришли?

Я пришёл около двух лет назад через динамические медитации, на которых я побывал в Индии. Там я танцевал очень много. И, приехав в Россию, мне удалось организовать в Рязани мастер-класс одного из тренеров по контактной импровизации. На нём я и «заразился», сам стал ездить по разным тренингам наших и зарубежных учителей. В том числе был на тренинге Нэнси Старк Смит, одной из основательниц контактной импровизации. Она – такая бойкая бабулька, которая продолжает вести занятия.

А как, из чего возникла эта дисциплина? Чего людям не хватало, почему она вдруг появилась, контактная импровизация?

Возникла она из айкидо. Стив Пэкстон занимался долгое время айкидо, и после этого он решил перенести принципы этого единоборства в танец – в более мягкое взаимодействие.

Какие принципы?

Перетекание точки контакта и мягкость. Это лучше увидеть и почувствовать самому.

Опишите немножко, как выглядит этот танец, эти движения партнёров, если на них смотреть со стороны.

Они могут быть очень разными. Некоторые из танцев не так интересно смотреть стороннему наблюдателю, их лучше проживать изнутри, потому что движения могут быть очень маленькими, незначительными и просто неразличимыми на глаз. Они могут быть, наоборот, очень резкими, большими движениями. Ну, и просто сказать: вот, контактная импровизация – она такая, не получится. Чаще всего это два партнёра, у которых есть одна точка контакта, которая по всему телу перекатывается, переливается…

Они всё время находятся в соприкосновении друг с другом?

Тоже нельзя сказать, что всё время. Они могут прерывать физическую точку контакта, но всё равно контакт остаётся, и это могут замечать также и зрители. Но я бы предложил сначала ощутить это на себе, а только потом наблюдать, смотреть.

У разных людей совершенно разные возможности движения. Даже чисто физически тела двигаются по-разному: у кого-то более гибкое тело, у кого-то менее. Я уже не говорю про психологию – кому-то голова позволяет двигаться разнообразно и красиво, а кому-то не позволяет. Как эта проблема решается в контактной импровизации, если партнёры двигаются по-разному?

Это всё равно что сказать, что у всех людей разные голоса, и задаться вопросом, как могут два человека разговаривать друг с другом. Как раз через это, через умение слушать, умение вести и идти за человеком мы учимся взаимодействовать на любых уровнях: не только в физическом, но и в эмоциональном контакте, и в любых отношениях. Это и есть умение коммуницировать.

У всех получается, или нет?

У кого-то получается лучше, у кого-то не так хорошо – для каждого свой уровень. Мы можем сравнивать только свои собственные достижения. Можно сказать с точностью, что с каждым занятием у людей получается лучше, на каждом занятии происходят какие-то открытия. И это намного приятней, интересней, эффективней, чем походы к психологу, психотерапевту и так далее.

Расскажите подробнее – что такое танцевальная терапия? Что можно лечить с помощью танца, с помощью свободного импровизационного танца, в частности?

Наше тело и сознание очень сильно связаны. Вы можете заметить это: когда плохое настроение, то и соответствующая поза. У многих людей есть зажимы – скажем, в плечах, в тазу и так далее. И через движение мы можем очень хорошо проработать наше сознание, избавиться от многих проблем, которые, как нам кажется, есть у нас только в голове. На самом деле они проявляются и через тело. Расслабляя наше тело, мы избавляемся от проблем, находим решения. Через движение, через танец решаются очень серьёзные психологические проблемы.

А решение физических каких-то проблем своего тела предполагается?

И то, и другое.

Примеры можете привести?

Примеров очень много. Когда человек переживает очень сильно разрыв со своим любимым, и после телесных занятий, танце-двигательной терапии всё нормализуется. Даже при таких серьёзных травмах, как смерть близкого человека, с помощью занятий можно найти в себе силы, ресурсные состояния… ну, новую жизнь просто получить.

В статьях по контактной импровизации их авторы пишут о том, что человек раскрепощается в процессе занятий настолько, что начинает по-другому ощущать вообще окружающий мир. Этот мир наполняется для него разнообразными красками, становится ярче, и переживания от жизни становятся гораздо более насыщенными. Как вы это можете объяснить?

Это, несомненно, так. Просто человек выходит из своих привычных шаблонов и начинает видеть мир под другим, более радостным углом. У человека появляются новые возможности, а новые возможности – это всегда и новые цвета, и новые звуки, и новые ощущения.