Чтв, 25
21°
Птн, 26
21°
Сбт, 27
20°
ЦБ USD 92.51 -0.78 25/04
ЦБ EUR 98.91 -0.65 25/04
Нал. USD 93.00 / 93.64 25/04 10:49
Нал. EUR 100.41 / 102.24 25/04 10:49
Владимир Познер: обязательно нужно пробовать
Выступая перед студентами РГУ, знаменитый тележурналист рассказал о своих взглядах на свободу слова, мораль, долг журналиста и многое другое
  • Я хочу извиниться перед вами, что у меня телефон иногда будет звонить...
  • «Пропаганда здорового образа жизни» — звучит так, что хочется пойти и выпить
  • Вообще, все, что я говорю — это на мой взгляд
  • В свое время много политических программ были закрыты после прихода к власти Путина
  • Интернет интернетом, средства массовой информации — средствами массовой информации
  • Люди не должны хотеть уезжать из своего города
  • Только один партнер на всю жизнь – ну, неуверен, что это так замечательно
  • Я категорический противник платного школьного образования, в этом смысле я француз
  • У журналистов есть только один, один-единственный долг
  • Я думаю, терпение, умение ждать – это очень важно
  • У меня три принципа
  • А почему бы не потратить на ветеранов денег как следует разок?!! Может, хоть один раз гульнуть достойно, а?!
  • Я могу ошибаться
  • Со мной никто не согласен, не волнуйтесь
  • Обязательно нужно пробовать

Как признался Владимир Познер, интервью – его любимый жанр. В среду, 14 апреля, в Рязанском государственном университете мастер задавать вопросы сам выступил в роли интервьюируемого. «Я приехал в Рязань, чтобы снимать 45-ю программу телемарафона «Время жить!», посвященную проблемам ВИЧ, СПИДа в России, ‑ пояснил он. – Когда я приезжаю в разные города, я всегда прошу, если это возможно, организовать встречу со студентами какого-нибудь учебного заведения, потому что мне всегда очень интересно. Для меня это самая живая аудитория». Предлагаем вам наиболее интересные моменты этой беседы.

О выборе темы

Марафон создан для того, чтобы заниматься проблемами ВИЧ, СПИДа. По мнению тех, кто создавал эту программу, одна из серьезных проблем в России ‑ это отсутствие понимания того, что происходит в связи с этим заболеванием. На сегодняшний день в нашей стране официально зарегистрировано 500 тысяч ВИЧ-инфицированных. Это надо умножить как минимум на три, поскольку не все ВИЧ-инфицированные знают, что они больны. Есть люди, которые просто не хотят проверяться. Поэтому, если умножить на три, получится более полутора миллионов ‑ это больше одного процента населения нашей страны... (Зазвонил телефон.) Я хочу извиниться перед вами, что у меня телефон иногда будет звонить… К своему большому сожалению, могу констатировать, что мало кто занимается просветительским аспектом этой болезни. Лекарства есть, врачи есть... а вот что касается объяснения, преодоления тех предрассудков, которые возникают по отношению к ВИЧ-инфицированным людям… а так как я человек общественно активный, поэтому я этим занимаюсь.

Об авторитетах

В профессиональном плане, среди журналистов ‑ ну, скажем так, есть журналисты... их мнение для меня важно. Их немного. Если нужны фамилии? Ну, Леонид Парфенов. Я считаю, что это один из самых главных людей на телевидении, и его мнение для меня небезразлично.

О пропаганде здрового образа жизни

Я не люблю это сочетание - «пропаганда здорового образа жизни». Звучит так, что хочется пойти и выпить. Вопрос здоровья нации – это очень важный вопрос. А как сделать, чтобы людям захотелось быть здоровым? Потому что теоретически все хотят быть здоровыми, а практически – расставляют приоритеты. (Зазвонил телефон.) Да. Алло. Не могу говорить сейчас с вами. Позвоните мне вечером. Я слишком занят. (Дал отбой.) Пропаганда здорового образа жизни... в чем? где? Ну вы покажите мне – чтоб я хотел этому подражать...

О причинах исчезновения многих политических программ

Это ограничение возможности говорить на определенные темы, приглашать определенных людей. В свое время много политических программ, где так или иначе была свобода слова, были закрыты. Были закрыты после прихода к власти президента Путина, когда речь пошла о небходимости вертикали власти. Вот, моя программа «Времена» существовала восемь лет, но последние два-три года я почувствовал, что не могу ее делать так, как я хочу. Поэтому я отказался. Я предложил: давайте я буду делать один на один интервью с тем или иным человеком, который меня интересует, а вы не будете вмешиваться. Я этого добился. Не знаю, смотрели вы мою последнюю программу или нет – с послом Польши. Я говорил такие вещи, которые мало не покажутся в любой программе.

О свободе слова и ответственности

На мой взгляд, сегодня в России существуют определенные ограничения – в смысле свободного доступа и свободного получения информации, опять-таки, на мой взгляд (вообще, все, что я говорю – это на мой взгляд). Чем меньше аудитория – тем больше свободы. Самая большая свобода, если вы дома повесите газету на стене и сами будете писать. На федеральных каналах ограничения есть. Они неофициальные, нет цензуры такой, которая была при Советском Союзе. Теперь другая цензура. Вообще, эта тема ‑ свобода слова, свобода слова информации – для меня она очень важна. У нас в России представление о свободе на самом деле – представление о воле: что хочу, то и говорю, а если не могу, значит, тогда у меня нет свободы слова. Так вот, свобода – это ответственность. Самый безответственный человек – это самый несвободный человек: у него никакой свободы и никакой ответственности – хозяин за него отвечает. Самый свободный человек – отвечает за свои слова. К сожалению, большинство моих коллег считают, что свобода слова – это я хочу сказать то, что я хочу сказать. И все. А то, что есть аудитория, то, что он – общественный деятель, не имеет значения. На самом деле – имеет значение.

О свободе слова в интернете

Что касается интернета, это немного другая информация. Потому что та информация, которая есть в интернете, она не всегда является таковой. Это также может быть дезинформацией, неточной информацией. Ведь в интернете работает не профессиональный журналист – это может быть любой человек, который может написать, что будет, вести свой блог, и все прочее… Я считаю, что интернет не заменит радио или телевидение, это тоже самое, что в свое время говорили, телевидение убьет театр или убьет кино. Не убьет – и театр процветает, и кино процветает. Поэтому я бы не стал путать эти вещи. Интернет – интернетом, средства массовой информации – средствами массовой информации.

О возможных платных школах в России

Я категорический противник платного школьного образования, в этом смысле я француз – во Франции нет платных школ. Школа должна быть открыта для всех.

О Москве и России

Такое особое отношение к главному городу, к столице, вообще, встречается. В России, может, больше. Но почему? Да, Москва очень богата, там сосредоточен основной бизнес. Я не могу принять слово «колония» применительно к Москве и России, все-таки нет, но уровень неравенства, в смысле качества жизни, весьма велик. Люди не должны хотеть уезжать из своего города только и в основном потому, что в этом городе они не могут развиваться, в этом городе они не могут осуществить свои планы и так далее.

О будущем региональной журналистики

Региональные средства массовой информации – они самые важные для региона. Ведь я больше верю своей, рязанской газете, телевидению. Москва же не рассказывает про то, что у меня в Рязани происходит, Москва рассказывает о другом. Москва имеет свои преимущества. Я считаю, есть будущее у региональной журналистики.

О ветеранах и Победе

Ветеранов осталось – раз два и обчелся. А что, вот наш рядовой житель к ветеранам относится особенно тепло? Он уступает место ветерану в троллейбусе? А почему бы не потратить на них денег как следует разок?!! Может, хоть один раз гульнуть достойно, а?!... Победу отнять нельзя: она была, есть и будет.

О партнерах

Давайте с вами договоримся вот о чем: вообще человеку нужен опыт, на мой взгляд… И только один партнер на всю жизнь – ну, неуверен, что это так замечательно. Но, по крайней мере, будет гарантия, что у вас не будет никакого СПИДа. Я вообще сторонник того, чтобы проповедовать, так сказать, моральный образ жизни, вместе с тем, я понимаю, что так большинство людей не живут. Это факт. Мы знаем, что уж мужчины, в среднем, за свою жизнь имеют больше одного партнера, я не буду называть цифру. Тем более, что это сейчас происходит в более молодом возрасте, это вообще происходит... И когда ты объясняешь ребенку, что огонь жжет – он пока палец не сунет, не поймет. Что касается пропаганды высокоморального образа жизни, на телевидении, к примеру – это очень трудно сделать образно. Как сделать, чтобы человека убедить, увлечь?.. «Вот так надо жить» ‑ это чрезвычайно сложно...

О журналистике

Всем вам советую уйти с этого отделения. Потому что, по моему убеждению, на самом деле нельзя со школьной скамьи прийти на факультет журналистики и научиться журналистике. На мой взгляд, журналистика – это не только профессия, но это образ жизни. Человек должен набраться какого-то опыта, должен решить, что вот это и есть его дело. Есть много неправильного понимания журналистики – якобы это очень романтическая профессия. На самом деле это очень трудная профессия, но главное – человек должен понимать, для чего он это делает. На самом деле у журналистов есть только один, один-единственный долг – это сообщать информацию своей аудитории. Больше нет. Так вот, выполнять этот долг – очень непросто. Я сторонник того, что факультет журналистики должен быть – потом. Со мной никто не согласен, не волнуйтесь.

О принципах, помогающих в карьере

На самом деле это сложный вопрос (тяжело вздохнул). Что помогло мне в моей карьере? Я думаю, что терпение, ну, определенный талант, может быть... способности к тому, что я делаю. Я думаю, терпение, умение ждать – это очень важно. К примеру, в школе журналистики, которую я возглавляю в Москве, я всегда говорю, что нужно иметь только один талант, один: нужно пробить экран так, чтобы каждый видел и чувствовал, что ты говоришь с ним, не со всеми, а вот отдельно с ним. У меня три принципа:

  • Я не работаю ни на кого, кроме как на моего зрителя: ни на начальника, ни на правительство, ни на президента, ни на партию. Я работаю только для моего зрителя. Что это значит? Это значит, что я стараюсь говорить только правду. Я могу ошибаться.
  • Я не стану членом никакой партии, никогда, потому что тогда я ограничен.
  • Я не буду никогда служить, я не работаю в штате ни у кого. Я самостоятельный журналист. Я зависим, потому что мою программу могут не брать.

Эти мои принципы выработались постепенно, годами и непросто.

О жизненном девизе

У меня нет девизов, но могу вам сказать… Много лет тому назад, это был 77-й год, меня впервые выпустили за рубеж, причем в Венгрию. … И я, находясь в Будапеште, увидел кинотеатр, там было написано по-английски, что идет фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Не знаю, видели вы этот фильм или нет, я считаю, что это один из великих фильмов вообще. Там было написано: венгерские субтитры. Я подумал – о, пойду, наконец, посмотрю на своем родном английском языке американский фильм. И могу вам сказать без преувеличения, что я вошел туда одним человеком и вышел другим. Там есть сцена – это происходит в сумасшедшем доме, – где главный герой спорит с другим, что он сможет оторвать от пола привинченный умывальник. Джек Николсон играет эту роль – великий актер, – и вот он пытается оторвать этот умывальник, вены вздуваются на лбу, на шее, но не получается. Он встает и начинает выходить из этого зала, оставшиеся похихикивают над ним, и он тогда оборачивается и говорит: «По крайней мере, я попробовал». Вот меня эти слова просто перевернули. Так что если у меня есть какой-то девиз, то это вот этот. Я считаю, что всегда обязательно нужно попробовать. Неважно, успешно это будет или не успешно – потому что другие люди увидят. И они тоже попробуют. Потому что в конце этого фильма один их заключенных (это такой сумасшедший дом, больше похожий на тюрьму) – огромный здоровый индеец, – он все-таки вырывает этот умывальник, выбивает железные прутья и убегает. Но он никогда бы не попытался оторвать этот умывальник, если бы тот не попробовал.

Эти фотографии сделаны на пресс-конференции, прошедшей часом раньше встречи в РГУ