Чтв, 25
19°
Птн, 26
21°
Сбт, 27
20°
ЦБ USD 92.51 -0.78 25/04
ЦБ EUR 98.91 -0.65 25/04
Нал. USD 93.00 / 93.44 25/04 14:30
Нал. EUR 100.51 / 101.64 25/04 14:30
Конкретный выбор
Олег Ковалев с самого начала повел себя иначе, чем предшественники: не стал искать поддержки и группироваться с теми или иными местными царьками. Разумеется, такой подход понравился далеко не всем...

Ну вот и финишная прямая. До дня голосования за кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва осталось четверо суток, после чего мы узнаем результаты очередного выборного марафона. Однако на подступах к финишу лидеры, как правило, уже видны невооруженным глазом. Наш случай не исключение: окинув взглядом завершающуюся кампанию, можно сделать вполне определенные выводы.

Прежде всего бросается в глаза, что нынешняя предвыборная гонка, в отличие от предыдущих «буйных лет», проходила довольно спокойно. Еще, конечно, есть время «наверстать упущенное», однако какие-либо экстравагантные шаги кандидатов уже маловероятны.

Наверное, такая относительно ровная кампания – заслуга многих факторов: и «устаканивания» региональных политических сил (лидеры давно известны, работу с электоратом – кто не дурак – ведут постоянно, а не судорожно бросаются в бой накануне голосования), и общего упорядочивания политической системы страны (сокращение до разумных пределов количества партий, их более или менее четкое позиционирование). Сказался, безусловно, и рост уровня жизни в последние годы (неважно при этом, произошел он по причине вздорожания нефти или реального подъема экономики): как известно, чем человек сытее, тем он менее политически активен и падок на разного рода обещания – ведь «нас и здесь неплохо кормят».

И конечно, большую, если не определяющую, роль сыграла концентрация власти в руках губернатора и выстраивание жесткой управляющей вертикали, на создание которой Олег Ковалев потратил немало усилий. Можно, опять-таки, по-разному к этому относиться, но факт налицо: если раньше на властно-политических полях всех уровней велись непрекращающиеся бои различных «сил влияния», то теперь сила одна – губернатор. Просто Олег Ковалев с самого начала повел себя иначе, чем предшественники: не стал искать поддержки и группироваться с теми или иными местными царьками, а поставил вопрос ребром: или вы выстраиваетесь под меня, или вас нет. Очевидно, дала о себе знать новая система назначения губернаторов: если раньше они сами вертелись как уж на сковородке между местными олигархами и Кремлем и были вынуждены заискивать перед обоими, то теперь ситуация развернулась на 180 градусов – поддержка Кремля обеспечена априори. Это дало возможность не подстраиваться, а устанавливать в регионе свои правила игры, что Ковалев и сделал, сразу заявив о равноудалении бизнеса от власти.

За два года последовательного проведения такой политики образовалась доселе незнакомая рязанцам система: хвостом стала вилять собака, а не наоборот. Едва ли кто-то из рязанских олигархов теперь может сказать, что он «тут главный». А несогласным остается довольствоваться местом моськи, лающей на слона.

Разумеется, такой подход понравился далеко не всем местным царькам и таковыми себя считающим. Да и само осознание, что роли изменились, приходит далеко не сразу. О чем лишний раз свидетельствуют баталии, ну, хотя бы за место главы Рыбновского района, хотя со стороны результат этой борьбы был очевиден. А поскольку разборки вне правового поля теперь устраивать вроде как не принято, у несогласных остался, по сути, последний шанс на «пятилетку» - выборы в областную Думу.

За неимением ничего более подходящего теряющие авторитет сделали ставку на ЛДПР. Это как раз и видно по предвыборной гонке: основным «возмутителем спокойствия» стали именно либерал-демократы. Но, то ли от отчаяния, то ли от недальновидности образовавшаяся группировка заложила бомбу под саму себя, включив в список кандидатов непосредственно тех, кто не только «засветился» в 90-е, но даже был официально осужден. Непонятно, почему нельзя было обойтись подсадными утками – думается, в этом случае шансы были бы куда выше – но, так или иначе, группа, идущая на выборы под брендом ЛДПР, обозначила себя более чем конкретно.

Впрочем, странности наблюдались и в поведении «Единой России», которой как раз следовало бы наблюдать за происходящим с высокой колокольни. За каким-то лешим «единороссы» ввязались в склоки и стали отвечать на выпады жириновцев (взять хотя бы неожиданно мощную информационную работу по факту местечковой стычки на Масленицу), тем самым делая рекламу, скорее, последним. Это не объяснить ничем, кроме как необходимостью отрабатывать выделяемые на кампанию деньги.

Потому что доказывать «Единой России», в общем-то, ничего и не надо. За нее это делает губернатор, за последний месяц развернувший перед рязанцами целую галерею федеральных деятелей, оказывающих региону поддержку «под Ковалева». Включая даже премьера Путина, который, правда, в Рязань не поехал, но на встрече с губернатором выразил надежду, что рязанцы оценят сделанное им за пока еще недолгий период нахождения во главе области. Намек прозрачный, а «кто не сориентировался – я не виноват». Об этом, кстати, любит напомнить и сам Ковалев уже по отношению к нижестоящим руководителям. Под конец кампании «Единая Россия» наконец-то впервые вывесила и подходящий слоган: «Голосуй за реальную силу». Вот уж с чем точно не поспоришь.

Из остальных четырех партий довольно грамотную избирательную кампанию неожиданно провела «Справедливая Россия», сделав как минимум единый стиль у всей агитационной продукции и придав ей оригинальность с помощью рисованных картинок. Но и «справедливороссы», хоть и постарались максимально «визуализировать» свои идеи, вряд ли стали понятны избирателям. Потому что лозунги-то на картинках правильные (а у кого они не правильные?), а вот объяснения путей достижения желаемого размыты. Наверное, это следствие системной ошибки в позиционировании самих «мироновцев», которые Путина поддерживают, а возглавляемую им партию – почему-то нет. С действиями правящей партии не согласны, но от критики воздерживаются. Непонятно, чем и кого может привлечь такая позиция «ни рыба ни мясо», которую и позицией-то не назовешь. Поэтому в сколько-нибудь серьезный результат «Справедливой России», несмотря на плюсы ее предвыборной кампании, верится с трудом.

Коммунисты провели, наверное, самую тихую кампанию за весь постперестроечный период. Владимир Федоткин заметно обозначился только в роли одного из «сторожей» незадачливого агитатора «Единой России», имевшего неосторожность попасться в руки конкурентам. Роли, прямо скажем, не самой подходящей для депутата Госдумы, что лишний раз доказывает как отсутствие у коммунистов сколько-нибудь расторопных лидеров на местах, так и метафизичность самого Федоткина, предпочитающего серьезным государственным задачам поиски разврата в народных сказках.

Про две другие партии и вовсе нечего сказать, кроме того, что «серийная» наружка рязанского лидера «Правого дела» Александры Перехватовой вызвала у рязанских дизайнеров приятные воспоминания о первых неумелых шагах в рекламном деле.

Таким образом, в статистических величинах голосование на выборах в областную Думу сведется к выбору между реальной силой и чисто конкретными «силами влияния». Выбор, прямо скажем, небогатый, но в период стабильности (или застоя, кому как нравится), иначе и не бывает.